Главный буддийский иерарх России о самых злободневных вопросах души и тела: трусливых чиновниках, водке в дацане, овцах на пастбище и о том, как душа уходит в пятки
— Досточтимый пандито Хамбо лама, каковы итоги прошедшего года Быка?
— Несмотря на кризис, в целом очень благоприятные. В первую очередь, Иволгинский дацан и Бурятию по приглашению сангхи посетил президент России. Это историческое событие. Его визиту способствовали даже небесные стихии — не было каких-то серьезных катаклизмов. Благоприятные последствия его визита будут сказываться еще очень долгое время. У буддистов в администрации президента России теперь есть специальный человек, который занимается нашими вопросами.
— Наверное, теперь после визита президента РФ к вам не зарастает чиновничья тропа?
— Как ни странно, все наоборот. Больших республиканских начальников как отрезало! Если чиновник стал воровать или занимать антибурятскую позицию, он перестает ко мне ходить. Я это четко знаю. Как он будет смотреть мне в глаза? Я же ему об этом прямо скажу!
— В 2007 году, по данным опроса экспертно-аналитического центра администрации президента РБ, 27 процентов населения причисляли себя к православным, 26 — к буддистам и всего два процента — к шаманистам и столько же к католикам и протестантам. При этом 58 процентов населения республики симпатизировали буддизму, 11 — православию, 11 — шаманизму, 13 — католикам и протестантам. Как бы вы прокомментировали эти цифры?
— Вообще буддисты не занимаются целенаправленным миссионерством. Как мы проверяем человека? В первый раз он приходит к нам с любопытством. Мы ему говорим: иди отсюда! Он обижается и уходит. Если он, победив гордыню, приходит во второй раз, мы снова говорим ему: иди отсюда! И вот в третий раз он приходит вполне осознанно. Тогда мы ему говорим: ты наш человек!
— Досточтимый пандито Хамбо лама, обязательно ли приносить водку в дацан?
— Это традиция. Ведь когда к вам приходят гости, вы выставляете на стол лучшее, что у вас есть. В том числе и спиртное. Вот и божествам приносят лучшие подношения, в том числе и водку. Конечно, символически.
— А можно ли ограничиться молоком или другой белой пищей, допустим, кумысом или молочной водкой?
— Можно, но только в том случае, если это будет равноценная замена.
— Хамбо лама, вы активно занимаетесь возрождением скотоводства и связанного с ним образа жизни бурят. Но ведь вряд ли можно горожан вернуть в село?
— Речи о возвратной миграции нет, речь идет о тех, кто еще живет в деревне. Каждый бурят должен иметь в среднем 50 овец, двух выездных коней, три кобылы и пять голов крупного рогатого скота. Я попросил помощи у Дмитрия Медведева в развитии овцеводства, потому что это основа хозяйства народа, его образа жизни. В идеале надо оставить цивилизацию и вернуться в юрты. Я знаю, куда вести мой народ.
— Скажите, пожалуйста, когда в 2010 году будут дни поклонения нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова?
— 13 февраля, 25 марта, 28 апреля, 27 мая, 15 июля, 12 сентября, 29 октября, 1 декабря 2010 года и 2 февраля 2011 года.
— Как вы относитесь к поголовному безбрачию лам? Учитывая, что буряты и без того малочисленный народ, у нас много незамужних женщин, вынужденных в итоге создавать семьи с теми же китайцами?
— Если человек не принял обет безбрачия, то это возможно. Раньше бурятские семьи были многодетными и принято было одного из сыновей отдавать в хувараки. Сейчас рожают мало. И если мы запретим, то кто пойдет в дацаны? Я считаю, что мы придем к полному безбрачию лам. Но постепенно. В этом вопросе не нужно спешить.
— Досточтимый пандито Хамбо лама, в Индии монастыри с большим количеством монахов разрушили мусульманские захватчики, в Тибете и у монгольских народов — коммунисты. Не лучше ли активно практикующие миряне?
— Каждый должен заниматься своим делом.
— Но есть же, например, институт шабганса?
— Да, это очень ценная практика, когда женщины, вырастив детей и внуков, принимают обеты. Мы будем постепенно возрождать эту практику.
— Досточтимый пандито Хамбо лама, проблема сохранения окружающей среды в нашем регионе стоит очень остро. Особенно в связи с планами освоения месторождений полезных ископаемых.
— Действительно, это актуальный вопрос. Например, на моей малой родине в Красночикойском районе Забайкальского края собираются добывать уран.
Месторождение очень незначительное, всего около 2,2 тысячи тонн урана. В СССР оно считалось нерентабельным, т.к. содержание урана на одну тонну породы не превышает 0,1 процента. В Красночикойском районе живут в основном староверы, они занимаются таежным промыслом. Стоит ли ломать огород и подвергать неоправданному риску население Забайкальского края, южной и центральной части Бурятии и экосистему озера Байкал? Ведь зараженная рыба спустится по течению в Селенгу. Власти, экологи и население республики должны очень серьезно отнестись к этому вопросу.
— Вы летаете в салоне эконом-класса. Почему?
— Для меня бизнес-класс — непозволительная роскошь. У меня просто нет таких средств.
— Не боитесь летать?
— Летать не боюсь. Для этого существуют молитвы Белозонтичной Таре, которые охраняют человека, и мантры Хамбо ламы Итигэлова.
— Как вы лично справляетесь с такими страстями, как гнев, необузданность?
— Гнев без причины очень опасен для здоровья. Сердиться нужно только по действительно значимым причинам и желательно недолго. Отходчивость — хорошее качество. Но лучше не доводить себя до гневного состояния. Можно быть внешне во гневе, а внутри спокойным. У нас есть божество Махакала, гневный внешне, но внутри него есть сострадание.
— Ваше имя постоянно склоняют в Интернете. Как вы к этому относитесь?
— Я отношусь к этому спокойно и не обращаю внимания на разные выпады. Я не занимаюсь личным обогащением, не ворую, работаю ради своего народа и религии, а это главное.
— В настоящее время у вас есть духовный учитель?
— Это Хамбо лама Итигэлов, за состоянием которого мы ежедневно следим. Вчера хранитель тела Бимба лама увидел рядом с ним двери старого дугана. Они открываются. Очевидно, Хамбо лама Итигэлов подсказывает: можно открыть двери старого дугана, если это буквально воспринимать.
— А вы сами встречали просветленного человека?
— Мне повезло. Мои учителя в буддийском университете в Монголии были просветленными, удивительными людьми. Они были выше обычных житейских привязанностей.
— В чем разница между просветленным и непросветленным?
— По-бурятски говорят: мэргэн — знающий человек, он силен в тактике. Сэсэн — мудрый человек, он мыслит стратегически и видит далеко вперед.
— Досточтимый пандито Хамбо лама, кем вы себя ощущаете — простым буддийским монахом или буддийским начальником?
— Охранником священной книги Ганжур на моей малой родине и нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова в Иволгинском дацане.
— Какого распорядка дня вы придерживаетесь?
— Ранний подъем и поздний отход ко сну. Ежедневная практика — поклонение своему идаму утром и вечером — дакине.
— Как определить момент, когда, как говорят, улетела душа?
— Когда улетела — это тогда, когда уже наступила смерть, правильнее будет сказать «душа отошла». Дело в том, что душа может перемещаться в теле по определенному маршруту. Не зря же говорят: «Душа в пятки ушла».
Обычно душа уходит в результате испуга, страха и стресса. Для того чтобы вернуть ее, нужно провести специальные обряды.
Общество
7950
Откровения Хамбо ламы Аюшеева
Главный буддийский иерарх России о самых злободневных вопросах души и тела: трусливых чиновниках, водке в дацане, овцах на пастбище и о том, как душа уходит в пятки