Так считает депутат Государственной Думы России от Иркутской области, академик Российской академии медицинских наук Сергей Колесников
По его словам, крупнейшим загрязнителем озера Байкала является впадающая в него река Селенга, на берегу которой – на расстоянии 60 км от самого озера – расположен Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат.
По данным экологов, заявил депутат на пресс-конференции, в устье реки уже не осталось эпишуры (вид планктонных ракообразных).
- На 90% Байкал загрязняют именно воды Селенги. И на эту ключевую проблему экологические организации почему-то не обращают внимания. Вместе с тем ущерб этот не сопоставим с деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Я буду запрашивать подтверждающие данные у природоохранного ведомства, - заявил Сергей Колесников.
Комментируя выход постановления Правительства России «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (документ разрешает «производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды») и возможный запуск БЦБК, депутат отметил, что это «вынужденная мера».
- Не решив социальные проблемы жителей города Байкальска, комбинат нельзя было закрывать. Необходимо последовательно предпринимать шаги по выходу из сложившейся ситуации. Но почему-то мы всегда пытаемся поставить телегу впереди лошади. Закрыв предприятие, мы удовлетворим часть общественности, но реальная жизнь, к сожалению, несколько сложнее. Надо понимать, что в результате 10 тыс. байкальчан фактически становятся беспризорниками, - говорит Сергей Колесников.
По мнению депутата, прежде всего, должна быть разработана правительственная программа, направленная на обеспечение занятости жителей города. Кроме того, на его взгляд, без работающего предприятия невозможна утилизация отходов производства.
Как сообщалось ранее со ссылкой на мэра города Байкальска Валерия Пинтаева, ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», возможно, будет запущен в середине февраля. С конца прошлого года на предприятии ведутся тестовые предпусковые работы – проверяется готовность оборудования к эксплуатации. Была даже выпущена пробная партия небеленой целлюлозы.
ВЛАДИМИР ГЕЙДЕБРЕХТ: ВСЕ ЭТО ВРАНЬЕ!
Депутат Народного Хурала Бурятии Владимир Гейдебрехт, много лет руководивший Селенгинским ЦКК, высказал "Байкал-Daily" свое возмущение заявлением Сергея Колесникова:
- Человек, по-моему, вообще ничего не смыслит и не знает о состоянии дел в этой области. То, что иркутский депутат врет, это надо писать: «врет», крупными жирными буквами. Так нельзя, конечно.
Владимир Гейдебрехт рассказал об истории создания двух комбинатов. Селенгинский ЦКК по проекту должен был выпускать беленую вискозную целлюлозу в первую очередь для нужд легкой промышленности. Байкальский ЦБК проектировался для нужд военного ведомства для производства кордной целлюлозы со всеми технологиями отбелки. Именно из-за интересов военно-промышленного комплекса, когда ученые заговорили о том, что нежелательно, чтобы два предприятия сбрасывали вредные стоки в Байкал, Байкальский комбинат не тронули, а Селенгинский ЦКК был перепрофилирован на производство небеленой целлюлозы - картона для пищевой промышленности.
- Это принципиально разные подходы. Мы уже с самого начала занимались существенной природоохранной деятельностью, - пояснил депутат Народного Хурала. - С момента пуска Байкальский ЦБК сбрасывает, после очистки, конечно, стоки непосредственно в озеро Байкал. Причем при отбелке целлюлозы присутствуют хлорные соединения. Наш комбинат совсем по-другому пошел. Производство небеленой целлюлозы уже не требует очень вредных для экологии реагентов.
Внимание к экологическим проблемам на бурятском предприятии выражалось, например, в том, что при нересте омуля комбинат на 40 суток прекращал сброс стоков, накапливая их в специальных хранилищах.
Когда экологическое движение в защиту Байкала начало становиться все более мощным, перед руководством комбината стала задача или закрываться, или прекращать сброс стоков и переходить на другую схему работу.
- Мы, вместе с учеными, в 1990 году закончили громадную серьезную работу и перешли на замкнутую систему водооборота. С 1990 года Селенгинский ЦКК сбросы не ведет. В то время Байкальский ЦБК как вел сбросы, так и продолжает, и головы людям морочит в том, что они в течение длительного времени занимаются перепрофилированием, - сказал Владимир Гейдебрехт.
По его словам, все эти годы, с момента возникновения проблем, руководство Байкальского ЦБК ничего не сделало для их решения.
- Сколько времени с этого прошло. Мы за это время смогли создать систему оборотного водоснабжения, прошло более 20 лет, как стоки не сбрасываются. А Байкальский ЦБК 30 лет голову людям морочит. За 30 лет-то можно было что-нибудь придумать, что бы обеспечило занятость населению. Но они ничего не делали. Все время думают, что авось пронесет, - заявил депутат Народного Хурала.
"Байкал24" по материалам
Газета "Областная"
Общество
3618
Селенга загрязняет Байкал больше, чем Байкальский ЦБК
Так считает депутат Государственной Думы России от Иркутской области, академик Российской академии медицинских наук Сергей Колесников. <br>
<br>
Бывший директор Селенгинского ЦКК Владимир Гейдебрехт назвал заявление Колесникова враньем