Общество
2524

Оперный оперяется

Гордость республики театр оперы и балета готовится воскреснуть, словно птица феникс

Гордость республики театр оперы и балета готовится воскреснуть, словно птица феникс. Его отделывают зеленым нефритом, стелют «прыгающие» полы, в нем по­явится суперсовременное оборудование. Об этом корреспонденту «Информ Полису» рассказала директор театра оперы и балета Людмила Намсараева

— Когда завершится реконструкция театра?

— Реконструкция идет с 2006 года — четыре года коллектив не имеет собственного помещения. А отсюда и корень всех проблем. Президент поставил задачу в этом году завершить реконструкцию, и в 2011 году юбилей вхождения Бурятии в состав России будет отмечаться в театре оперы и балета.

Процесс реставрации очень сложен. Занавес и кресла в зале — это имитация того, что было. Технику сцены установим в последний момент, и это будет суперсовременное оборудование. В ходе ремонта постоянно выявляются проблемы. Строители пытаются экономить, а нам нужно все самое лучшее и долговечное. В балетном классе нам смонтировали не те полы, а должны быть из особо гибкого и упругого дерева. На сцене должны быть установлены дополнительные люки, полетные устройства и пульты управления, будет положен накладной пол, а фойе отделают зеленым нефритом.

Реконструкция — это время испытаний и проверки коллектива в экстремальных условиях. Мы были в Украине, Монголии, Чите, Иркутске, Томске, Хабаровске. А дома театр ставит от 8 до 10 спектаклей в месяц на сценах русского и бурятского драматических театров.

— Процесс смены поколений неизбежен. Появились ли новые звезды?

— Безусловно! Появилось новое созвездие солистов оперы. Это Намхайн Мунхзул, Аюна Базаргуруева, Билигма Ринчинова, Бадма Гомбожапов, Ольга Жигмитова, Эдуард Жагбаев, Доржо Шагдуров, Лариса Соковикова, Марина Коробейникова, Оксана Хингеева, Вера Васильева. В балете Баир Жамбалов, Анастасия Самсонова, Лилия Балданова, Баярма Цыбикова, Булыт Раднаев и другие.

Ребята старших курсов хореографического училища постоянно работают в спектаклях нашего театра, набирая мастерство и опыт. А после училища приходят туда, где им все знакомо и где их ждут. Сейчас мы полностью обеспечены артистами балета, а еще лет двенадцать назад их катастрофически не хватало.

— Недавно молодая солистка Ольга Жигмитова раскритиковала оркестр. Не без основания?

— Никакой сенсации ее слова в коллективе не произвели! Оркестр — это фундамент театра. Его сильная сторона — история, традиции, верность и профессионализм музыкантов. Слабая — нет притока молодых талантов. Музыканты после учебы не возвращаются в родной театр, прежде всего, из-за зарплаты и жилья. Из 12—15 положенных скрипачей мы имеем только 5—6. Сегодня коллектив театра — это «раненая птица», и непонимание ситуации — это удар ниже пояса. Поэтому артисты и музыканты дали оценку неэтичного отношения Ольги Жигмитовой по отношению к зрителям и коллегам.

С открытием отреставрированного здания у коллектива появятся новые горизонты, новые перспективы, в новом здании появятся более широкие возможности у дирижеров и режиссеров! Театр сможет при этом на процентов пятьдесят окупить вложенные в него деньги налогоплательщиков. Даже сейчас, будучи без здания, мы окупаем себя примерно на 20 процентов.

 — Недавно ходил на балет, зал был полон. В основном сидела молодежь. Как вы привлекаете ее в театр?

 — Сейчас есть Интернет, кинотеатры, бары, ночные клубы и рестораны, ТВ, в том числе кабельное, цифровое и спутниковое. Одним словом, шоу-бизнес и массовая культура. Это глобальная тенденция, характерная для всех развитых стран. Но мы работаем с молодежью, а иначе потеряем зрителя. Раз в неделю проводим университеты искусств, билеты продаем со значительными скидками. И молодежь идет! Красоту «Лебединого озера» нельзя заменить никакими шоу!

Задача государственных театров не только развлекать, но и просвещать, воспитывать здоровый эстетический вкус. А массовая культура — это всего лишь жвачка. Выстраивать отношения с юным зрителем нам принципиально важно. Та молодежь, которая пришла сегодня, придет завтра и послезавтра.

— Людмила Николаевна, значит, будем с нетерпением ждать открытия нашего любимого театра?

— Конечно! До нас целые поколения создавали и собирали театр оперы и балета. А это не только само здание и его коллектив. Это огромная инфраструктура в республике: хореографическое и музыкальное училища, кафедра ВСГАКИ, Союз композиторов и филармония. Развалить все очень просто, а создать снова невозможно. Но я уверена, этого никогда не произойдет!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях