Бизнес
5922

Операция "Бухлер"

Назревает скандал вокруг республиканской программы агролизинга. Цены, по которым Минсельхоз  предлагает технику, многие называют «космическими»

Назревает скандал вокруг республиканской программы агролизинга

Десять новеньких тракторов марки «Бюлер» (Buhler), поступивших на прошлой неделе на базу ОАО «Республиканская государственная инвестиционная лизинговая компания «Агролизинг», — это первые из 94 единиц дорогостоящей импортной сельхозтехники, которая в этом году должна прийти в Бурятию

В ближайшее время тракторы будут переданы 17 агрофирмам республики по договорам долгосрочного — на 8 лет — лизинга. Стоимость всей техники, покупаемой у поставщика — московской фирмы ООО «Агроинжиниринговая компания», беспрецедентна для Бурятии и составляет 669,5 млн. рублей. Это без сервисного обслуживания и обучения механиков. Всего же в этом году Бурятия в лице Минсельхоза через своего оператора ОАО «Агролизинг» истратит на приобретение импортной сельхозтехники 805 млн. рублей.

Сегодня в коридорах Минсельхоза Бурятии у сотрудников в ходу шутка, запущенная молодым министром, который нашел оригинальное прочтение канадского бренда «Buhler». Какой же «бухлёр» (традиционное бурятское блюдо) сварили для сельхозпроизводителей Бурятии новоиспеченные руководители Минсельхоза и ОАО «Агролизинг» Александр Манзанов и Александр Перевалов?

 

Откуда деньги

История республиканской программы агролизинга с самого начала имеет некий привкус скандальности. Именно с этой программой и с крупной суммой федеральных средств (697 млн. рублей), впервые в таком объеме пришедших из Москвы на поддержку сельского хозяйства Бурятии, связывают отставку министра Жаргала Батуева и руководителя ОАО «РГИЛК «Агролизинг» Абрама Ефимова. Об отставке Батуева заговорили с лета прошлого года, когда стало известно, что руководимое им ведомство выиграло сразу три федеральных конкурса по программам Минсельхоза России и получило в виде бонуса невиданную сумму.

Эти средства вместе с республиканской долей софинансирования, всего 835 млн. рублей (697 млн. рублей из федерального бюджета и 138 млн. рублей из бюджета Бурятии. — Авт.), было решено истратить на приобретение сельхозтехники. Меньшую часть этой суммы в размере 30 млн. рублей решили направить на компенсацию тем агрофирмам, которые уже приобрели технику с начала 2009 года. Эти хозяйства, которые сами брали кредиты в банках для покупки нужных им механизмов, получили обратно по 30 процентов стоимости приобретенной ими техники, в основном российского производства.

Большая же часть «конкурсного пирога» в сумме 805 млн. рублей в итоге была пущена на программу агролизинга. То есть на покупку дорогостоящей импортной техники и передачи ее хозяйствам в лизинг в целях развития производства кормов для животных и производства картофеля и овощей. По этой программе наи­более «финансово устойчивые» агрофирмы Бурятии должны получить в пользование технику, которую затем они должны в течение восьми лет полностью выкупить.

 

Люди Чепика

Александр Манзанов, в то время первый зам Батуева, с самого начала проекта занимался разработкой заявок от Бурятии на участие в федеральных конкурсах по программам «Развитие молочного скотоводства», «Развитие мясного скотоводства» и «Региональные экономически значимые программы». К слову, Бурятия была единственным регионом России, который участвовал сразу во всех трех конкурсах и во всех оказался победителем. В ноябре 2009 года молодой и эффективный менеджер «из гнезда зампреда Чепика» заменил Батуева на посту министра. Параллельно же среди действующих в Бурятии лизинговых компаний был проведен республиканский конкурс, кто станет оператором этой крупной в финансовом отношении программы. Победителем стало ОАО «Агролизинг», чей опытный руководитель Абрам Ефимов был тут же заменен на более молодого Александра Перевалова.

Один из источников «Информ Полиса» в правительстве Бурятии связывает отставку Батуева с тем, что тот имел свой взгляд на то, как нужно распорядиться в кои-то веки «свалившимся» потоком агроинвестиций. Сейчас бывшие колхозы и новые агрофирмы находятся в растерянности от предложений Минсельхоза Бурятии. Цены, по которым им предлагается техника по лизингу, многие называют «заоблачными» или «космическими».

— Ситуация сейчас похожа на ту, как если бы, например, папуасам для перелета на соседний остров предложили купить космическую ракету,  — говорит источник. — Большинству хозяйств с их небольшими объемами производства не нужна техника такой высокой производительности, да еще и по таким ценам. Более того, сейчас технику покупают у поставщика, предложившего цены, которые в среднем на 25 — 30 процентов больше, чем у других поставщиков. За точно такую же технику. Прямой ущерб бюджету здесь составляет приблизительно 250 млн. рублей. Кстати, на эти 250 млн. можно было бы купить столько российских аналогов техники, сколько сейчас закупается по всей программе агролизинга, поскольку российская техника стоит в 3 — 4 раза меньше, чем предлагаемая хозяйствам в рамках этой программы. Батуева «ушли» с его должности именно за то, что он был не согласен с тем, чтобы полученные Бурятией деньги были истрачены таким бездарным способом.

Пандито Хамбо лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев, который сам прилагает усилия для возрождения в республике овцеводства, прокомментировал ситуацию так:

— Впервые федеральный центр выделяет такие громадные средства на сельское хозяйство республики, и они должны дойти до адресата! На эти деньги можно было закупить более 200 тысяч голов овец или 10 тысяч голов крупного рогатого скота!

Министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов, к которому «Информ Полис» обратился за комментариями, рассказал, что, действительно, первоначально хозяйства Бурятии подавали заявки на получение по лизингу только российской техники, с которой имели опыт работы. В ходе поиска технического решения заявки сначала были «обезличены», остались только необходимые технические характеристики, а затем собственно выбор был сделан в пользу ведущих мировых брендов. Таким образом, вместо, например, популярного в народе трактора «Кировец» в республиканской программе появился трактор канадско-российского производства «Buhler».

— Фирму-поставщика мы выбирали на следующих условиях, — говорит Манзанов. — Во-первых, это должен быть официальный дилер такой техники российского уровня. А в техническом паспорте трактора или комбайна первым приобретателем должно стоять то хозяйство, которое его приобретает. То есть у нас не было посредников. Во-вторых, по нашим условиям поставщик должен иметь опыт работы с разной техникой, и для зернопроизводства, и для производства овощей, у него должна быть самая длинная линейка техники. Кроме того, поставщик должен создать здесь службу сервисного обслуживания и технической поддержки, а также организовать обучение механиков, которые будут работать с этой техникой. Что касается цены, я не думаю, что у других дилеров таких мировых фирм, как «Клаас», «Гримм», «Спадник», она существенно разнится. Дело в том, что сама головная компания достаточно ревностно регулирует дилерские отношения и не даст задрать цену на свою продукцию. Таким образом, разница в цене у разных дилеров, как правило, не превышает четырех-пяти процентов.

 

Что предлагают?

Тем временем в распоряжение «Информ Полиса» попала информация о том, что существуют другие дилеры тех брендов импортной техники, которые готовы поставить в Бурятию ту же технику, но по гораздо более низким ценам. Например, иркутская фирма ООО «Агроресурс» готова поставить те же зерноуборочные комбайны «Тукано 450» для 11 хозяйств Бурятии, но не за 13 млн. 940 тысяч рублей каждый, а на 25 процентов меньше, то есть по цене 11 млн. 156 тысяч рублей. Компания «Агроресурс» может поставить линейку техники для производства зерна из семи машин и механизмов.

Еще большая разница в цене (около 32 процентов) у «понравившейся» в Бурятии компании ООО «Агроинжиниринговая компания» с другим возможным поставщиком на трактор «Бюлер» (Buhler Versatile 2375). У омской компании «Агромастер» трактор такой же марки стоит всего 6 млн. 700 тысяч рублей в противовес цене в 8 млн. 881 тысяча рублей, предлагаемой сейчас девяти бурятским хозяйствам.

Другой пример: каждая из 11 дождевальных машин американской фирмы «Valley» (454 м) нашим агрофирмам обойдется в 9,1 млн. рублей, в то время как аналогичная китайская техника, почти не отличающаяся по классу, стоит порядка трех миллионов рублей. И, наконец, совсем уж странный факт. Все тот же выбранный Бурятией поставщик (ООО «Агроинжиниринговая компания») двух наборов оборудования для картофеле­хранилища на тысячу квадратных метров может поставить в другие регионы такое же картофелехранилище, но не за 23,345 млн. рублей, как нам, а за 18,788 млн. рублей, то есть на 24,25 процента дешевле.

Бичурскому СПК имени Калинина (бывший колхоз имени Калинина) сегодня предлагают взять шесть единиц техники на 30 с лишним миллионов рублей. Если хозяйство сумеет внести первоначальный взнос в 30 процентов, то половину этой суммы крестьянам обещают компенсировать по программе поддержки предпринимательства.

— У нас вся техника устарела, ведь мы лет 8 — 10 ничего не покупали, — рассказывает главный экономист СПК имени Калинина Анастасия Авдеева. — Но я не думаю, что та техника, которую нам предлагают, будет для нас эффективна. Цена-то на нее просто огромная, а земли мы обрабатываем мало. И как будем деньги отдавать, я не знаю… Конечно, нам выгодно было бы сделать как раньше, когда были государственные МТС, где мы брали технику на время. А если покупать, то мы могли бы и нашу российскую технику купить. Она сейчас вроде бы ничего стала, да и стоит гораздо дешевле. Но в данном случае у нас нет выбора, какую технику брать в лизинг.

В аграрном комитете Народного Хурала сегодня тоже знакомятся с республиканской программой агролизинга. Часть участвующих в программе средств, 16,5 процента, или 138 из 835 млн. рублей, взята из республиканской казны.

 — Лизинговая компания не имеет права навязывать ту или иную технику, она может только предлагать, — считает председатель Комитета Народного Хурала по аграрной политике Владимир Павлов. — Конечно, мы будем отслеживать весь ход реализации программы агролизинга.

 

Прослужит дольше!

Раздаются сегодня и упреки в том, что чиновники Бурятии не выполняют рекомендации правительства России о недопустимости привлечения предприятиями и организациями агропромышленного комплекса средств субъектов РФ на приобретение сельхозтехники зарубежного производства, которые появились после совещания в конце 2008 года на заводе «Россельмаш» с участием Владимира Путина.

 — Это касается тех случаев, когда для государственных компаний на бюджетные деньги приобретают технику для исполнения государственных функций, — говорит министр. — Критиковали, например, Башкирию, где для государственных МТС закупили технику «Джон Диро». В нашем случае мы купили технику для хозяйств, которые являются частными. Лизинговая компания у нас тоже имеет юридическую форму ОАО и имеет право выбирать поставщика.

Сам же выбор импортной техники для агролизинга в Бурятии новый министр объяснил так.

 — Российская техника, конечно, дешевле, но ресурс ее полезного использования намного короче, чем у импортной техники, — заявил Манзанов. — То есть период использования зарубежной техники составляет приблизительно десять лет, а сдаем мы ее в лизинг на восемь лет. Российскую технику при ресурсе полезного использования в пять лет мы может отдать в лизинг только на три года. Мы не можем предоставить ее в лизинг на восемь лет, если она работает пять лет.

 

Брать или не брать?

Однако трудно представить, что крестьяне, которые привыкли работать на одной и той же технике по 15 — 20, а то и больше лет, будут выбрасывать отработавшую всего пять лет российскую технику. Среди них сегодня раздается глухой ропот о том, что крестьян якобы принудительно заставляют брать в лизинг дорогую импортную технику, тем самым одевая на шею кабальное ярмо.

В то же время тот же источник в правительстве Бурятии по-своему объясняет происходящее:

 — На мой взгляд, такие решения принимаются в краткосрочных целях людьми, которые явно не планируют работать в республике до пенсии. Мне кажется, последствия этой программы агролизинга начнут сказываться лет через четыре-пять, когда наступит время выплаты кредита, а это самым негативным образом скажется на положении сельских товаропроизводителей.

В самое ближайшее время 14 хозяйств Бурятии должны сделать непростой выбор: брать импортную «чудо-технику» в лизинг или нет. По словам Манзанова, в случае отказа от участия в программе агролизинга какой-либо из агрофирм Минсельхоз Бурятии должен будет в кратчайшие сроки найти ей замену среди 70 участников республиканской целевой программы развития сельского хозяйства.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях