Улан-удэнка Людмила Карапетян стала жертвой дипломатических репрессий
В 2003 году уроженка Грузии приехала в Бурятию с твердым решением остаться здесь навсегда По рекомендации миграционных служб пожилая женщина отказалась от гражданства Грузии, однако получить российский паспорт она не может до сих пор
Сегодня 57-летняя Людмила не получает ни пенсию, ни пособие, ни какие-то другие социальные выплаты. У нее нет медицинского полиса, ИНН и даже паспорта.
Во времена СССР, когда практически не существовало границ между братскими республиками, Людмила Карапетян неоднократно бывала в Бурятии. Ее муж почти сорок лет проработал строителем в Селенгинском районе, за это время успели вырасти и получить образование дети. Поэтому необходимость переехать в Бурятию на ПМЖ Людмила Карапетян воспринимала как должное.
— В 2003 году мой муж уже был серьезно болен. Врачи признали у него болезнь Альц-геймера, требовался постоянный уход. Поэтому я приехала в Бурятию с намерением остаться тут. В миграционную службу с просьбой о гражданстве и выдаче паспорта российского образца я обратилась сразу же по приезде, — рассказывает Людмила Меружановна.
Так как тогда на руках у Людмилы был паспорт советского образца, выданный органами внутренних дел Грузинской ССР, паспортно-визовая служба Бурятии направила женщину в Грузию для того, чтобы она официально отказалась от грузинского гражданства.
— Я, конечно же, так и сделала. Собрала денег, и в октябре 2003 года выехала в Грузию. В министерство юстиции города Тбилиси подала заявление о том, что я добровольно отказываюсь от гражданства Грузии. Так как мой муж болел и ему требовался уход, я вернулась в Улан-Удэ и стала ждать от грузинских властей результата.
Выдворили из страны
Весной 2004 года Людмила Карапетян получила из Грузии по почте документы о том, что ее просьба о выходе из гражданства Грузии удовлетворена.
— Я снова обратилась в миграционную службу, принесла все необходимые документы. Однако через некоторое время с удивлением узнала, что я, оказывается, выдворена из России на 5 лет! — сетует Людмила Меружановна.
57-летняя женщина говорит, что до сих пор не понимает, как могла получиться такая ситуация.
— В моих документах нет и никогда не было никаких штампов о выдворении. Я выехала в Грузию и беспрепятственно вернулась обратно в Россию, имея на руках грузинский заграничный паспорт.
Начальник отдела оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан УФМС России по Бурятии Дмитрий Мишин объясняет:
— С теми документами, которые у гражданки Карапетян есть на сегодня, она обратилась к нам в 2008 году. Каким образом было оформлено административное выдворение в 2003 году, я сказать не могу, т.к. не располагаю такими сведениями. Однако по паспорту бывшего Советского Союза легализоваться в России она не могла в любом случае.
Как раз в это время болезнь мужа Людмилы Карапетян обострилась — самочувствие мужчины резко ухудшилось, начались провалы в памяти и другие проблемы. Поэтому пожилой женщине пришлось находиться в Бурятии нелегально — прятаться от властей.
После смерти мужа в ноябре 2008 года Людмила Карапетян снова обратилась в Управление Федеральной миграционной службы Бурятии. Ее выслушали, и в конце января 2009 года женщина получила от органов власти ответ, где значилось, что подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание ей можно, но только при условии нахождения в России на законных основаниях.
— Мне объяснили, что я должна выехать из России в Грузию, а потом въехать обратно, только тогда я смогу получить разрешение жить тут легально. Я не понимаю, зачем мне опять выезжать в Грузию?! — недоумевает Людмила Карапетян. — Ведь документы о том, что я уже давно не являюсь гражданкой этой страны, у меня есть.
Вразрез
Дмитрий Мишин подтвердил, что по закону Людмила Карапетян действительно больше не является гражданкой Грузии. Указ президента Михаила Саакашвили состоялся еще в 2004 году, да вот только всю процедуру выхода из гражданства грузинские власти провели вразрез с действующими международными нормами.
— Вообще Грузия не приветствует выход своих граждан из гражданства, поэтому и чинит им всякие препятствия. Просьбу гражданки Карапетян о выходе из гражданства власти Грузии, конечно, удовлетворили, президент Саакашвили подписал соответствующий указ. Однако вразрез со всеми международными нормами Людмила Карапетян не была надлежащим образом продокументирована. В частности, Грузия не выдала ей на руки паспорт лица без гражданства. Таким образом, на сегодняшний день получается правовая коллизия — у гражданки Карапетян нет гражданства Грузии, но зато на руках имеется просроченный грузинский загранпаспорт. Мы не можем ничего сделать в этой ситуации.
Дмитрий Мишин заверил, что подобные случаи не редкость.
— Этот вопрос известен в Москве, и сейчас, по всей видимости, там готовятся какие-то документы, могущие повлиять на грузинские власти по линии дипломатических каналов и связей. Ситуацию по Людмиле Карапетян мы также докладывали в УФМС России, и нам в очередной раз пояснили, что без паспорта лица без гражданства наше ведомство не имеет права принимать какие-то решения о статусе данной гражданки в России, — говорит Дмитрий Валерьевич.
Уже два года Людмила Карапетян должна получать пенсию, однако никаких государственных дотаций женщине не дают.
— Вся моя семья имеет российское гражданство, а я нет. Я не получаю ни пенсию, ни пособие, не имею возможности пользоваться медицинскими услугами, у меня вообще ничего нет, — со слезами рассказывает Людмила.
Обратно в Грузию
Дмитрий Мишин заявил, что сотрудники ведомства могут только порекомендовать Людмиле Меружановне выехать в Грузию.
— Та страна, которая вывела гражданина из своего гражданства, обязана выдать документ, удостоверяющий статус лица без гражданства, — говорит Дмитрий Мишин.
Однако при этом Дмитрий Валерьевич отметил, что поездка в Грузию может и не принести никакого результата — власти страны запросто могут отказать Людмиле Карапетян в выдаче так необходимого ей документа.
— Могут возникнуть определенные проблемы, сложности с пересечением границы и так далее. К тому же практика показывает, что грузинские власти таких документов обычно не выдают, попросту нарушая закон. К тому же всем хорошо известно, какие сейчас отношения между Россией и Грузией. Женщина оказалась в замкнутом круге, ее ситуация крайне сложная, даже критическая, и виноваты в этом только грузинские власти, — считает Дмитрий Мишин.
Сейчас женщина даже не знает, как жить и что делать дальше. Тот факт, что ее супруг почти сорок лет проработал в Бурятии, получил тяжелую травму, умер и похоронен на бурятской земле, уже никого не волнует. Женщина обращалась в самые разные инстанции — в партию «Единая Россия», писала письма Владимиру Путину, но помощи и поддержки так и не получила.
— Я же не виновата, что так вышло. Мне никто слова не сказал об этом паспорте. Откуда я, простой человек, могла знать, что там еще нужно?! — сокрушается женщина.
Представители УФМС России по Бурятии предложили Людмиле Карапетян подождать, пока помирятся президенты Медведев и Саакашвили.
— Сказали, может быть, тогда что-то и решится, а сейчас иди и живи, как хочешь. А почему я должна жить, как крыса, прятаться, что-то выпрашивать? — говорит женщина.
Комментарий эксперта
Выход — обратиться в суд
Комментирует известный защитник прав граждан, председатель республиканского правозащитного центра Евгений Кислов:
— Сложившуюся ситуацию я могу обозначить одним-единственным словом — безобразие. Я не совсем понимаю, о каком таком паспорте толкуют представители УФМС. Ведь Людмила Карапетян и так обладает всеми признаками лица без гражданства и имеет полное право получить вид на жительство в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации», лицами без гражданства считаются лица, не имеющие документов, подтверждающих принадлежность к гражданству того или иного государства.
В конкретном случае с Людмилой Карапетян руководство УФМС прекрасно знает, что эта женщина не является гражданкой России. А тот факт, что у нее нет гражданства Грузии, подтверждается соответствующим указом президента Саакашвили, который имеется у женщины на руках. Больше для получения вида на жительство ничего не требуется. К тому же у Людмилы есть совершеннолетние дети, которые являются гражданами России, и этот факт позволяет ей получить российское гражданство в упрощенном порядке. Со слов женщины, она является нетрудоспособной, что тоже позволяет требовать получения гражданства в упрощенном порядке.
Полная связь Людмилы Карапетян с нашей страной прослеживается очень четко: она живет тут уже много лет, здесь выросли её дети, почти 40 лет работал муж. Я считаю, что сотрудники УФМС в этом случае просто перестраховываются, боятся взять на себя ответственность, при этом не осознавая, что своими действиями нарушают права человека. Единственным выходом из сложившейся ситуации станет обращение в суд и придание делу общественной огласки.
Общество
2809
Не жизнь без гражданства
Улан-удэнка Людмила Карапетян стала жертвой дипломатических репрессий