В Бурятии стало традицией приглашать в гости на новогодние торжества Дедов Морозов из разных регионов страны
В этом году на празднование Сагаалгана прибыл из далекого Ямало-Ненецкого округа Ямал Ири — Дедушка Ямала
И хотя он «родился» на Ямале лишь в 2007 году, дед имеет достаточно почтенный вид. Невысокого роста, с копной длинных седых развевающихся на зимнем ветру волос, в стилизованном национальном ярко-голубом костюме, с большими варежками и белыми расшитыми узорами сапожками, гость выглядел как пожилой человек.
— Детьми ямальскими я выдуман, легендой олицетворен ненецкой, — хорошо поставленным актерским голосом объяснял ямальский Дед Мороз.
На территории Этнографического музея в Улан-Удэ, где проходила встреча, из-за сильного мороза публики было мало. Сопровождал северного гостя Белый старец — Сагаан Yбгэн, символизирующий собой добро, спокойствие и мудрость.
Ямала Ири усадили в сани и устроили экскурсию по территории музея.
В семейском комплексе по тому, как гость с неподдельным интересом слушал рассказ экскурсовода, замечая мельчайшие подробности, видно было, что он знаком с культурой семейских. И даже сделал замечание, увидев, что в углах изб сняты иконы. Получив ответ, что сделано это в целях безопасности, понимающе кивнул головой.
В бурятском комплексе его внимание привлек самогонный аппарат для производства молочной водки. И он охотно пытался научиться у ольхонских бурят из ансамбля танцевать ехор.
В эвенкийском этнографическом комплексе Дедушку Ямала встретила Тугени Эникан — Матушка Зима — сказочный персонаж эвенкийского народа, хранительница домашнего очага, покровительница лесных птиц и зверей.
Тугени Эникан была сказочна хороша. Ее белоснежный наряд, отороченный норкой и песцом, украшенный разноцветными бусами, сверкал серебром на зимнем солнце. Здесь старейшина развел костер и провел обряд освящения, а молодые эвенки исполнили ритуальный танец.
Сфотографировавшись на память с оленями, Ямал Ири отметил, что на его родине олени гораздо меньше.
Из рук Ямал Ири не выпускал похожий на весло посох с колокольчиками.
— Это волшебная лопатка. На Севере у каждого пастуха, каждого оленевода-кочевника есть такая. Ею удобно снег разгрести, чтоб ягель найти оленю. Можно использовать как весло. А если медведь встретится, защитой станет, — пояснил Ямал Ири.
После того как он сказал, что, кто за нее подержится и загадает желание, оно обязательно сбудется, желающих дотронуться до заветной лопатки было хоть отбавляй.
С шутками-прибаутками Ямал Ири раздавал присутствующим магнитики со своим изображением. Дескать, наклейте на холодильник, там всегда будут продукты и мороз.
— На Ямале такая же суровая зима, нынче морозы доходили до 47 градусов. Погода в Бурятии замечательная, дышится легко. Здесь шикарная природа и народ гостеприимный. Никто стрелой не поражал, — шутил Ямал Ири.
Обиделся гость один раз, когда экскурсовод, решив изобразить свои познания, назвал его «Хабэча Завьюжным». Оказалось, это совершенно другой зимний персонаж ямальской сказки.
В Бурятии Ямал Ири провел четыре дня. Он побывал в Иволгинском дацане, отведал блюда старообрядческой кухни в Тарбагатае, встретил участников «Чайного пути» и посмотрел Байкал.
Общество
4804
Ямал Ири выдуман детьми
В Бурятии стало традицией приглашать в гости на новогодние торжества Дедов Морозов из разных регионов страны