Общество
3627

Урагша, львы и исполины!

— Бурятская борьба подобна хождению по канату, где потеря равновесия грозит падением в пропасть. Нет разницы для души: упасть направо в вечность, налево — в невечность

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

— Бурятская борьба подобна хождению по канату, где потеря равновесия грозит падением в пропасть. Нет разницы для души: упасть направо в вечность, налево — в невечность. Поэтому победитель должен несколько раз пройти по тонкому канату, ища возможность срединного пути, — утверждает Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев

Из старины глубокой

С незапамятных времен буряты соревновались в мужском троеборье «эрын гурбан наадан» — «три игры мужей»: национальной борьбе, стрельбе из лука и скачках. Сильнейшие мэргэны, баторы и хулэки становились героями, им посвящались песни и улигеры. Сначала состязания были наследием периода коллективной охоты на зверей, а затем приобрели религиозно-обрядовый характер. Именно тогда оформились канонические приемы — броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п., утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. С распространением буддизма соревнования проводились после совершения обряда «обо тахилга». Сначала на вершине горы ламы совершали торжественный обряд богослужения, затем у подножия горы начинался найр — праздник с состязаниями.  С ростом влияния дацанов, как центров духовной и общественной жизни бурят, спортивные состязания стали сопровождать и монастырские праздники.

 

Под крышей Сангхи

С возрождением религии с начала 90-х годов прошлого века во многих дацанах Бурятии возродились не только найры. Так, Иволгинский дацан уже много лет финансирует шахматные турниры. ХХIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, бывший многосторонне развитый спортсмен, придает огромное значение развитию спорта, как средству укрепления силы и духа народа. Не случайно самыми крупными стали турнир на приз Пандито Хамбо ламы во время Сагаалгана и найр во время проведения Майдари-хурала в Иволгинском дацане — резиденции Хамбо ламы.

А наиболее масштабными и захватывающими играми стали турниры, посвященные XII Пандито Хамбо ламе Итигэлову. В первый раз они прошли в сентябре 2005 года и были приурочены к 240-летию Указа императрицы Екатерины II об утверждении института Хамбо лам Восточной Сибири и Забайкалья. Затем они стали традиционными и получили название Итигэловские игры.

Как правило, соревнования начинаются после обеда, по окончании молебна в главном храме Иволгинского дацана. В это время зеленая лужайка перед дацаном представляет живописное зрелище. Трибуны, заполненные зрителями, шатер для лам и гостей, палатки и балаганы с буузами, шашлыком и чаем и сотни автомобилей вокруг.

Лучники, одетые в яркие национальные халаты, многие с дедовскими роговыми луками в руках. Красавцы скакуны, оставляющие за собой клубы пыли, и болельщики, оглушительными криками сопровождающие стремительный бег! И, конечно, турнир по национальной борьбе — бухэ барилдаану.

Жаркие схватки идут одна за другой. По традиции победитель, подав руку поверженному сопернику, помогает ему встать, пропускает его под своей рукой и под древнюю борцовскую песню «Соло» кружится в победном «танце орла», словно делясь с болельщиками своей мощью силы и духа. Вторых и третьих мест как таковых в национальной борьбе нет. Вся слава достается победителю.

 

Иерархия

Сейчас в год проводится около 25 турниров. Ставки чрезвычайно высоки: автомобили и отары овец — призы победителю каждой весовой категории.

 — Участников с каждым годом становится все больше, — говорит главный судья соревнований на призы сангхи Баир-лама Цыбиков, главный лама Диважин-дугана дацана «Хамбын Хурэ». — На ковер выходят представители не только всей этнической Бурятии, но и Тывы и Монголии. При этом появляется много новых, молодых борцов.

Бухэ барилдаан — это спорт сильных не только физически, но и духом мужчин. Именно в национальной борьбе проявляются сильные черты бурятского характера. Это зрелищные состязания с простыми и понятными правилами. Поединки приносят огромное удовольствие зрителям. Национальная борьба — это бренд бурятского народа: слава о борьбе давно перешагнула региональные и государственные границы.

Сейчас оформилась борцовская иерархия, включающая звания арсланов и абарга — львов и исполинов. Первыми к лику бессмертных причислены Батор Цыренов, Зоригто Цырендондопов, Цыбик Максаров и Ринчин Санжиев, имеющие звания львов. Исполинами признаны тот же Ринчин Санжиев, Иван Гармаев и Леонид Замбалаев.

— У нас нет сейчас ни одной доминирующей школы борьбы, — считает Хамбо лама Аюшеев. — Легендарная баянгольская школа борьбы находится на краю. А вот село Верхний Бургалтай из Джиды, где нет ни тренеров, ни спорт­зала, дало такие имена, как Бадига, Леонид Замбалаев и Чингис Дондоков.

Бухэ барилдаан не просто часть спортивной жизни этнической Бурятии. Это больше, чем спорт, это образ жизни и кусочек старины. Современных баторов поддерживают меценаты, и они могут посвятить свою жизнь профессиональной борьбе.

 — Каждый бурятский род хочет иметь своего великого борца, тем самым утверждая себя, — говорит Хамбо лама Аюшеев. — Каждый бурятский мужчина хочет иметь сына, а если его нет, то он усыновляет. Но великого борца нельзя усыновить.

 

Турнир на призы Традиционной сангхи России «Сагаалган-2010»

Начало — 7 марта в 9.00 в МУП «КСК».

Взвешивание участников — 6 марта в 17.00 в МУП «КСК».

Категории:

юноши: 35, 45, 55, 65, свыше 65 кг;

мужчины: 63, 75, свыше 75 кг.

Приглашаются все желающие!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях