Ситуацию с Новокижингинским детским домом под личный контроль взял Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка при президенте России
Милиция проверяет: возможно, дети воровали по наводке взрослых, а незначительные повреждения причинили себе, чтобы отвлечь внимание
В ночь на 28 февраля из Новокижингинского детского дома пропала техника на сумму 52 тысячи рублей. Украли плазменный телевизор, музыкальный центр, DVD, электрочайник, набор столовых приборов, чайный сервиз, три постельных комплекта и полотенца. Все это имущество было приобретено в рамках республиканской целевой программы. Оно предназначалось для гостевой комнаты приемных родителей, которые могли бы навещать воспитанников. Уже на следующий день в детский дом выехала следственно-оперативная группа Кижингинского РОВД. По факту совершения кражи возбуждено уголовное дело. Часть вещей найдена и изъята.
После общения с милиционерами трое из четверых подозреваемых детей нанесли себе незначительные повреждения кожи с тыльной стороны рук. Они обвинили сотрудников в избиении и оказании давления. Все беседы с детьми происходили в присутствии воспитателя. Один из этих мальчишек ранее был осужден к условному сроку. В случае, если его признают виновным, 14-летнему воспитаннику грозит реальный срок в исправительной колонии.
Хоринским межрайонным следственным отделом СУ СКП России по РБ ведется проверка в отношении действий сотрудников районного ОВД. Мальчишек осмотрели судебно-медицинские эксперты, однако никаких телесных повреждений у них не обнаружено, кроме тех царапин, что они сами себе нанесли.
Взломали дверь
Купленная техника и посуда временно хранились в музыкальном зале.
— В комнатах, которые отвели под гостевые, идет ремонт, на следующей неделе уже планировали ее обставить, — рассказывает Вера Дармаева, директор Новокижингинского детского дома.
В детдоме девять социальных педагогов, трое из них ночные воспитатели. По словам директора, несмотря на острую нехватку персонала, всегда старались каждую ночь дежурить по двое. Однако именно в эту смену один из сотрудников заболел, а Вера Дармаева находилась на лечении в Иркутске. Ключи от музыкального зала находились только у социального педагога Сергея Старовойтова.
— Пропажа вскрылась на следующий день, дверь была взломана, — рассказывает директор.
За последние два года детдомовцы совершили двенадцать краж. Однако, как уверяют сами педагоги и воспитатели, никогда не было такого, чтобы воровали в самом детском доме.
До 2004 года Новокижингинский детский дом считался одним из лучших учреждений. Раньше здесь жили только малолетние дети, Теперь возрастная категория от 5 до 18 лет. Из 39 детей на сегодня здесь проживают восемь сирот, остальные — оставшиеся без попечения родителей, чьи мамы и папы лишены родительских прав. Двое из воспитанников в бегах, находятся в розыске.
Сами признались
Подозреваемыми оказались четверо детей. Самому старшему Матвею Ледкину 16 лет. Его органы следствия считают одним из организаторов кражи. Ранее он уже был осужден к условному наказанию. Самому младшему участнику Алеше Селецкому 12 лет. Как рассказали подозреваемые, им была отведена роль «стоять на шухере». Еще двоим — Пете Говорину и Игорю Петрову — по 14 лет. После длительных бесед подростки дали признательные показания.
— Во время опроса присутствовал наш социальный педагог Сергей Васильевич Старовойтов, — говорит директор. — К тому же сотрудникам милиции не впервой с ними общаться, они прекрасно знают эту сложную социальную категорию ребят.
Уже дав признательные показания и вернувшись в детский дом, мальчишки нанесли себе, как потом зафиксировали медики, «незначительные повреждения».
— Насколько известно сейчас, Ледкин и Говорин договорились порезать себе руки лезвием от точилки для карандашей, но зачем-то это же сделал и Алеша Селецкий, — рассказывает Вера Дармаева.
При этом экстренная помощь им не понадобилась. Медсестра детского дома обработала ранки йодом.
Бравада закончилась
12-летний Алеша Селецкий категорично настаивает, что его несколько раз ударил в грудь «толстый милиционер». А порезал руку, чтобы больше не били. Однако у этого ребенка есть проблемы в развитии: он стоит на учете в РПНД, так же как и его обе сестры. Мальчик периодически проходит лечение. По заключению врачей ему необходимо коррекционное обучение, и в скором времени будет решен вопрос о его переводе в другое учреждение.
А 14-летний Петя Говорин в разговоре опускает глаза. Отводя взгляд, мальчишка говорит, что не чувствует вины за совершенную кражу. Однако вскоре признается, что не хотел бы, чтобы детский дом лишился дорогостоящей техники. И даже признался, что у него есть девочка, чье мнение ему не безразлично.
— Она мне сказала, что я не должен был так поступать, — говорит Петя.
Вера Дармаева добавила с сожалением, что сейчас она старается быть с ними очень осторожной, «опасаясь, что любое неосторожное слово может сломать детей».
— Я с ними по очереди долго беседовала и уверяю, они раскаиваются, им всем сейчас нелегко, они уже не знают, чего ждать от следующей встречи, — говорит она.
По мнению воспитателей, совершая кражу и обвиняя милиционеров в побоях, они не представляли, насколько все это серьезно.
«Я их законный представитель»
Вера Дармаева работает в должности директора с осени прошлого года. Признается, что поначалу приходилось нелегко. Однако считает, что ей удалось подобрать к детям «ключик» и они ей «доверяют».
Директор отказалась комментировать действия воспитателя старшей группы Ирины Злыгостевой, которая и инициировала приезд одной из телекомпаний. По ее мнению, «это было непрофессионально, должна была посоветоваться с коллегами, поскольку такой необдуманный шаг перечеркнул работу всего коллектива». На вопрос, насколько правомерно поступила Ирина Злыгостева, допустив журналистов к детям, ответ последовал однозначный.
— Законным представителем детей являюсь я, и тем, что была допущена съемка в детском доме, фактически нарушены права детей, — считает Вера Дармаева.
Директору звонили с предложением
Нанеся себе небольшие порезы, дети пытались уйти от ответственности — одна из версий, которая сейчас обсуждается. Однако не отбрасывается и то, что дети попросту не могли самостоятельно вынести все вещи. Часть найденной техники обнаружили далеко от детского дома — в лесу, почти в трех километрах. Одна из версий — детдомовцы действовали по наводке взрослых, а они лишь помогали.
«Информ Полиису» стало известно, что спустя несколько дней в детский дом к директору Вере Дармаевой позвонили неизвестные. Они предложили помочь избежать уголовного наказания Ледкину, а взамен вернут остальные похищенные вещи.
— Я бы не хотела об этом пока говорить, — попросила она.
В милиции тоже отказываются от комментариев, сообщив лишь, что ведется следствие.
Сама директор признается, что ее дети — легкая добыча для недобрых людей.
Имена и фамилии детей изменены из этических соображений.
Происшествия
2782
Уличенные в краже воспитанники детдома нанесли себе мелкие порезы
Ситуацию с Новокижингинским детским домом под личный контроль взял Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка при президенте России