Практику банков по включению в кредитные договоры условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета сочли ущемлением прав потребителей
Ранее введение таких условий трактовалось судами неоднозначно. Но после решения, вынесенного Президиумом Высшего Арбитражного суда России, у клиентов есть возможность обратиться с жалобой на банки в надзорные органы. Об этом 15 марта – во Всемирный день защиты прав потребителей – сообщил главный санитарный врач Бурятии Александр Болошинов.
Нынче этот день проводится под девизом «Наши деньги - наши права» и направлен на ликвидацию финансовой безграмотности граждан.
По оценке Болошинова, финансовая грамотность граждан очень низкая. Получив на руки договор, мало кто вчитывается в условия кредита, особенно, если он напечатан мелким шрифтом. Нередко бывает так, что человеку важнее быстро получить деньги, и он подписывает документы буквально не глядя. Тем более, что клиенту зачастую расписывают всевозможные выгоды, например, предлагают: «0 процентов за предоставленный кредит». И только позже потребитель сталкивается с ситуацией, когда общий размер всех выплат за пользование кредитом достигает до 100%.
Только в прошлом году в Управление Роспотребнадзора по республике с жалобами на оказание банковских финансовых услуг обратилось 39 человек, из них 26 заявлений были связаны с исполнением кредитных договоров. Специалисты ведомства провели проверки, по результатам которых установлены нарушения прав потребителей, - сообщил главный санитарный врач республики.
По словам Болошинова, одним из таких нарушений является включение в договор условий по месту нахождения юридического лица. В то время как в республике в основном находятся филиалы кредитных организаций. Кроме этого, в договор включается условие о взимании комиссии за открытие и ведение банковского счета.
- Как правило, клиенты не сразу видят все «подводные камни» условий кредитного договора. А когда начинают понимать, то уже бывает поздно, что-либо сделать, - заявил Александр Болошинов. По его мнению, причина опять же в финансовой безграмотности людей.
В то же время, по выявленным нарушениям к ОАО «Восточный экспресс-банк», ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» и ОАО «Бинбанк» применение мер административной ответственности не представлялось возможным, потому что эти договоры составлялись в 2006-2007 годах. За истечением срока давности применить меры ответственности к ним уже нельзя. Но уже есть прецеденты, когда клиенты выигрывают в делах против банков.
Так, Роспотребнадзор по Бурятии делал заключение по гражданскому делу в отношении Бурятского филиала «Бинбанка» о признании кредитного договора ничтожным в части взимания комиссии за ведение ссудного счета, что повлекло за собой увеличение стоимости кредита. Исковые требования банка Советский районный суд Улан-Удэ оставил без удовлетворения.
Не помогла банкирам и кассационная жалоба в Верховный суд, который оставил решение в силе. Хотя раньше в российских регионах суды выносили противоположные решения относительно навязанных кредитными организациями дополнительных возмездных услуг.
Но президиум Высшего Арбитражного суда России поставил точку в этом вопросе, сообщает ИА БМК.
Как сказал руководитель Управления Ропостребнадзора по Бурятии, отныне включение условий в договоре о взимании платежа за открытие ссудного счета считается ущемлением прав потребителя. Кроме того, этим же постановлением дается разъяснение по судебной практике еще по нескольким принципиальным вопросам - относительно одностороннего изменения банками условий договора и недопустимости применения договорной неустойки в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком сроков, установленных для возврата очередной части кредита.
Общество
1971
Суды Бурятии встают на сторону заемщиков
Практику банков по включению в кредитные договоры условий о взимании платы за открытие и ведение ссудного счета сочли ущемлением прав потребителей