Можно ли жить в Улан-Удэ и при этом не зависеть от тарифов ТГК-14?
Почему Бурятия может стать самым передовым регионом в России в использовании солнечной энергии?
Солнце обогревает дома
Дом Геннадия Касаткина — один из первых в столице Бурятии, использующих энергию солнца. Солнечные коллекторы, без всяких дров, угля и мазута вырабатывающие тепловую энергию и горячую воду, были установлены на этом доме пять лет назад во время его строительства.
— За трехкомнатную квартиру в Улан-Удэ в месяц нужно платить минимум 3 — 4 тысячи рублей. А у меня на целый коттедж уходит всего тысяча, которую я плачу за электричество, — рассказывает руководитель Центра энергоэффективных технологий Геннадий Касаткин. — Отопление и горячую воду мне дают солнечный коллектор и небольшой котел мощностью в три киловатта. Экономия составляет минимум три тысячи рублей в месяц. Это 35 — 40 тысяч рублей в год. Если посчитать, что установка такого оборудования на коттедж в среднем обходится в 200 тысяч рублей, то сегодня, через пять лет, все эти затраты уже окупились. Сейчас я получаю большую часть тепла и горячей воды бесплатно. И не завишу ни от каких изменений тарифов, включений и выключений тепла на местных ТЭЦ.
Геннадий Касаткин — один из двух в России обладателей технологии производства солнечных коллекторов — гелиоустановок, преобразовывающих энергию солнца в тепловую энергию. Центр энергоэффективных технологий Геннадия Касаткина на основе его ноу-хау уже больше десяти лет производит солнечные коллекторы с поглощающими панелями из меди (листотрубные) и из полипропилена. Всего за это время произведено около двух тысяч солнечных коллекторов площадью 2 кв.м каждый.
В среднем солнечные коллекторы площадью всего лишь от 20-ти до 30-ти квадратных метров, установленные на коттедже или загородном доме, позволяют полностью обеспечить его горячей водой в течение года и покрыть 30 процентов годовой потребности в снабжении дома теплом.
— Один коллектор площадью два квадратных метра стоит от 7 до 12 тысяч рублей, и оснастить ими дом — это достаточно большие деньги, — говорит Геннадий Касаткин. — Однако, в отличие от обычной системы отопления и водоснабжения, которая никогда не окупится и в которую с годами нужно вкладывать все больше денег, солнечные установки окупаются за несколько лет. Во-вторых, если эта технология заложена изначально в проекте дома, то она обойдется значительно дешевле. Она может быть органично вписана в дом, служить отделкой фасада и быть увязанной с другими инженерными системами. В этом случае стоимость установки такой системы сразу значительно снижается. Она как бы растворяется в общей стоимости инженерной системы дома.
Сколько гелиоустановок в Республике
Первыми в Бурятии начали использовать солнечную энергию в снабжении своих жилищ теплом достаточно состоятельные и известные в республике люди. Александр Лубсанов еще в бытность спикером Народного Хурала Бурятии не только оснастил гелиоустановками свой дом, но и активно продвигал в обществе идею использования возобновляемых источников энергии. При бывшем президенте Бурятии Леониде Потапове, также известном своим «отцовским» отношением к этим опытам, в Бурятии действовала республиканская программа энергосбережения, финансировались проекты использования солнечной энергии. До 2008 года республика выделяла от трех до пяти миллионов рублей в год на установку солнечных коллекторов на детских домах, домах престарелых и других социальных объектах, испытывающих сложности с оплатой дорогих коммунальных услуг.
Сторонником этой модной идеи оказался и известный своими амбициозными строительными проектами сенатор от Бурятии и миллиардер Виталий Малкин. С помощью его благотворительного фонда «Эра» Центр энергоэффективных технологий в течение 2006 — 2008 годов обеспечил солнечными установками шесть детских домов в разных районах республики.
Продвинутая Бурятия
В 2008 году финансирование республиканской программы энергосбережения прекращено. За время ее действия Геннадий Касаткин установил в Бурятии 86 гелиоустановок общей площадью 3660 кв.м.
Справедливый вопрос: много это или мало? Ответить на него можно, учитывая два обстоятельства. Во-первых, Россия сегодня даже не учитывается в международной статистике, отражающей динамику производства солнечных коллекторов. То есть в сравнении с другими странами, даже такими экономическими карликами, как Мальта и Эстония, эта отрасль в нашей стране практически не существует. По отношению к тому, что имеют страны Европейского союза, Китай, Япония, Турция, США и Индия, российские показатели производства этих гелиоустановок находятся ниже статистической погрешности. Если же говорить о производстве солнечных фотоэлементов, преобразующих энергию солнца в электрическую энергию, то таковое в нашей стране, прославившейся одними из первых в истории солнечными батареями, произведенными для космических станций, сегодня просто отсутствует.
С другой стороны, среди российских регионов Бурятия в производстве солнечных коллекторов сегодня занимает лидирующее положение. Кроме нашей республики, такие устройства устанавливаются только в Краснодарском крае (102 гелиоустановки площадью 5 тысяч кв.м) и на Дальнем Востоке (505 кв.м). Республика отличается еще и тем, что здесь есть собственное производство солнечных коллекторов. В России промышленным выпуском солнечных коллекторов занимается еще научно-производственное объединение машиностроения в городе Реутово Московской области, где сохраняется небольшой опытный цех.
Кроме того, Бурятия отличается наиболее благоприятными на территории нашей страны условиями для получения солнечной энергии. По данным научных исследований, интенсивность солнечного света в Бурятии выше, чем на Черноморском побережье Кавказа. В южных районах Бурятии на один квадратный метр площади в год приходится до 1,5 тысячи киловатт тепловой энергии. При такой солнечной «нагрузке» один солнечный коллектор площадью два квадратных метра может производить 1200 ватт тепловой энергии.
— В Дании есть солнечная установка, которая работает в сочетании с двумя котельными: одной газовой, другой — на древесной щепе. Эта солнечная установка площадью 8 тысяч кв.м занимает территорию в 2,5 гектара и снабжает теплом сразу несколько населенных пунктов. Расчетная тепловая мощность этой гелиоустановки — 6 мегаватт, а годовая выработка тепловой энергии составляет целых 4 тысячи мегаватт-час. При этом в Дании интенсивность солнечной радиации составляет всего 800 киловатт-час на один квадратный метр. А у нас в Бурятии этот показатель почти в два раза выше! В то же время из-за отсутствия финансирования и материалов мы здесь в прошлом году не изготовили ни одного коллектора! — с горечью восклицает Геннадий Касаткин.
Проект «Солнечная Бурятия»
Сегодня в России господствует позавчерашняя по своей ментальности ориентация на традиционные источники энергии. Без поддержки государства новая отрасль энергетики, основанная на возобновляемых источниках — энергии солнца, ветра, биомассы, геотермальных источников, малых рек, — пока не может развиваться. В прошлом году правительство Владимира Путина установило следующие значения целевых показателей того, сколько электричества должно производиться с использованием возобновляемых источников энергии: в 2010 году — 1,5 процента, в 2015 году — 2,5 процента, в 2020 году — 4,5 процента. Эти цифры совсем не впечатляют на фоне США, где уже сегодня в ряде передовых штатов, в частности в Калифорнии, до 10 процентов всей энергии получают от солнца, ветра и термальных вод, а к 2020 году в соответствии с целым рядом государственных программ ставится задача увеличить этот показатель до 30 процентов. Однако для нашей страны и эти скромные цифры пока только несбыточная мечта.
Тем не менее в Бурятии предлагают сформировать государственную политику развития солнечной энергетики. Геннадий Касаткин и его единомышленники выдвинули общественную идею «Солнечной Бурятии», признанную вдохновить власти на более решительные шаги.
— Пока в нашем регионе в сфере энергетики превалируют интересы предприятий, работающих на грязных источниках энергии. Однако Бурятия имеет все предпосылки для быстрого развития именно солнечной энергетики. У нас самые лучшие в России природно-климатические условия для этого — много солнца. Также есть свой производитель оборудования, который при соответствующей поддержке может достичь высокого уровня технологии производства солнечных коллекторов, есть свои специалисты в этой области, которые уже готовятся нашими местными вузами. Это позволяет нам стать российскими лидерами в области солнечной энергетики, чтобы Республика Бурятия стала своего рода полигоном для разработки и создания новых солнечных технологий, — говорит Геннадий Касаткин.
Как оказалось, Бурятия богата еще и запасами кремния: в Окинском районе находится крупнейшее в России месторождение кремния Бурал Сарьдаг. В расположенном в Иркутске Институте геохимии СО РАН с участием крупных предприятий намереваются приступить к производству сразу нескольких видов сырья (мультикремния, кремниевой крупки, рафинированного кремния и кварцевых тиглей) для продажи его в Китай и Тайвань для изготовления там солнечных фотоэлементов. В дальнейшем планируется и собственное производство солнечных батарей.
— Рынок нашего продукта будет очень большой. Серьезные партнеры — Индия и Тайвань, который за три года «стартанул» по солнечной энергетике с производства 30 мегаватт до одного гигаватта! — рассказал членам правительства Бурятии Александр Непомнящих, заместитель директора Института геохимии СО РАН. — Сегодня стоимость электроэнергии, вырабатываемой солнечными станциями, выше, чем у тех, что пользуются обычными источниками. Но мы видим, что стоимость солнечной энергии постепенно снижается, а стоимость энергии из традиционных источников за счет роста цен на энергоносители постоянно растет. По прогнозам, к 2015 году в мире они сравняются. Постоянно развиваются и технологии изготовления солнечных элементов.
Ученые подсчитали, что солнечная энергия как ресурс почти в пять раз превышает по своему объему все другие виды энергетических ресурсов на Земле вместе взятые и составляет 131 тысячу условных тонн, помноженных на 10 в 12-й степени. Для сравнения: все запасы угля, нефти и газа на нашей планете составляют лишь 11 таких тонн (на 10 в 12-й степени), а уран — 8 тонн. Как говорится, сам Бог дал человеку неисчерпаемый источник энергии, которой тому хватит на все его нужды. И чтобы получить эту энергию, не нужно превращать места своего обитания в сплошную помойку. Геннадий Касаткин считает, что среди регионов России Бурятии в этом смысле повезло больше других, и не воспользоваться этим было бы глупо.
О программе энергосбережения
В 2008 году финансирование республиканской программы энергосбережения прекращено. Однако за время ее действия на производственных предприятиях Бурятии установлено солнечных коллекторов площадью 1810 кв.м (50%):
на социальных объектах и больницах — 960 кв.м (26%),
на частных жилых домах — 520 кв.м (14%),
на объектах здравоохранения — 210 кв.м (6%),
на объектах коммунального хозяйства — 160 кв.м (4%).
На фото: Начало «Солнечной Бурятии»: гелиоустановка площадью 150 кв. м на крыше гостиницы «Байкал Плаза»
"Информ Полис": ТГК-14 скрывает от правительства Бурятии информацию о расчете своих тарифов
Бизнес
8467