имя, которое поет
К 70-летию Первой декады Бурят-монгольского искусства в Москве
Вспоминая целую плеяду блестящих бурятских певцов, создавших музыкальную славу и гордость Бурятии, осознаешь, что есть имена, в наше время незаслуженно ушедшие в тень великого оперного олимпа. И в первую очередь, таким именем является Вера Лыгденова – солистка бурятского театра оперы и балета, супруга легендарного певца Лхасарана Линховоина и мама уникального концертмейстера Даримы Линховоин.
Обратившись к ее жизни и творчеству раскрываешь всю историю зарождения и расцвета вокальной школы нашей республики, восторженно наблюдаешь, как создавалось «золотое» прошлое бурятского искусства, к вершинам которого стремится настоящее и которые еще увидит будущее.
Они были первыми
Про Веру Лыгденову и людей, которые ее окружали, принято говорить: «Они были первыми!» Первыми, кто представил профессиональное искусство нашей республики в Москве на Декаде Бурятского искусства и литературы (1940 г.), первыми студентами из Бурятии в Ленинградской консерватории (1949 г.), первыми солистами Бурятского оперного театра и первыми бурятскими педагогами вокала.
Первой она стремилась быть всегда. Старшая из шести детей Вера родилась с. Амар-Гол Тункинского района, с детства отличаясь от сверстников и лидерскими качествами и талантами. Словно сама природа, певучая и щедрая, поделилась с избранницей всем – чистым голосом Аршана, мягкой красотой тункинской долины, глубокой силой восточных Саян.
Незаурядными способностями обладали и ее родители: отец – простой крестьянин - обладал огромным чувством юмора и «в лицах», театрально, изображал окружающих его людей; мама – портниха - славилась своим искусством на всю тункинскую долину. Кроме этого она обладала прекрасным голосом и знанием множества народных песен. Переняв от родителей все их лучшие качества – отцовскую театральность и мамину певучесть, Вера с детства всегда выступала и пела в сельском клубе, школе, кругу родных. Но она считала это естественным и никогда не думала об артистической карьере.
Путь в искусство
Судьбу подтолкнул случай. В Верхнеудинске, где она после школы училась на педагога, ее заметил студент Техникума искусств, земляк, в будущем известный композитор Дандар Аюшев, который и уговорил ее показаться педагогам техникума драматургу Н.Г. Балдано, режиссеру Г.Ц. Цыдынжапову. Именно им удалось уговорить ее поступить на театральное отделение техникума, дав возможность раскрыться ее драматическому таланту. Разносторонние актерские данные актрисы заметили, и по окончании музыкально-театрального училища (как уже тогда назывался техникум искусств) Веру Лыгденову пригласили работать в драматический театр, где она с успехом дебютировала в роли Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони.
Этот период, середина 30-х, в целом, был отмечен появлением многих известных в будущем артистов. Одаренная национальная молодежь, поиски которой велись по всей республике, по окончании музыкально-театрального училища, активно включалась в процесс бурного зарождения профессионального искусства Бурятии.
Логическим пиком этого процесса стало проведение в 1940-м году Первой декады Бурят-Монгольского искусства в Москве (70-летний юбилей которой мы отмечаем в этом году). В период подготовки к ней раскрылся и был востребован уже другой - певческий талант Веры Лыгденовой. И вновь благодаря горячим уговорам режиссера Г.Ц. Цыдынжапова, дирижера П.М. Берлинского, которые оценили редкий голос актрисы, густое меццо-сопрано, она решает сменить профессию.
Интенсивные уроки вокала у тенора Н.В. Владимирского (ученика великого итальянского певца Мазетти) чередуются с репетициями в драматическом театре. И вот, она в составе делегации едет в Москву, где выступает с небольшой партией в музыкальной драме «Баир» П.М. Берлинского, поет в составе хора и с бурятской песней в концерте, по окончании которого была удостоена чести побывать в числе других на приеме у главы государства – Иосифа Сталина.
Война и мир
Решение продолжить после декады свое вокальное обучение было прервано Великой Отечественной войной, и В.Д. Лыгденова в составе концертной бригады, куда вошли многие известные артисты того времени (Г.Ц. Цыдынжапов, Б. Балдаков, Н. Петрова и др.) выступает в госпиталях для раненых, перед бойцами на передовой Второго Белорусского фронта (в 1943 г.). Во время выступлений концертных бригад на Восточном фронте (осенью 1945 года) – Манчжурии, Харбине. Цицикаре – Вера Лыгденова лично знакомится с маршалом Г.К. Жуковым. Оценив вокальное и драматическое искусство артистки, ее человеческое мужество, Георгий Константинович и после войны поддерживал переписку с Верой Дашиевной, которая, в свою очередь, не раз в письмах приглашала его на Байкал.
Во время войны, в 1942 году, в труппу Бурятского музыкально-драматического театра приходит юный, тогда еще солист хора, а в будущем легендарный бас, народный артист СССР, Лхасаран Линховоин. Высокий, почти под два метра, нескладный, он сразу «не пришелся» тогда уже известной и яркой солистке Вере Лыгденовой. Она жаловалась художественному руководству: «Почему таких некрасивых берут в артисты?» Но как свидетельствует пресса тех лет (приводится в очерке Кузьминой И.Ф.), в одном из спектаклей мая 1943 года, где они играли роли жениха и невесты «образ молодой, любящей женщины Лыгденова изображала проникновенно и жизненно правдиво, особенно удачными у артистки были лирические сцены»… Через пять лет они поженились.
Университеты
После войны группу ведущих певцов театра отправляют на полуторагодичные курсы при Московской консерватории, куда вместе с В.Лыгденовой, отправились А. Арсаланов, Б. Балдаков, Н. Петрова, Т. Карпов.
После рождение первой дочери Лыгжимы в 1949 году, Вера Лыгденова вместе с Лхасараном Линховоином, в числе первых национальных кадров (Н. Петрова, В. Бамбацыренов и др.), становятся студентами Ленинградской консерватории - одного из лучших музыкальных вузов страны и мира. Ее наставницей становится известный профессор О.Ф. Мшанская, выступавшая еще до революции в Мариинском театре с Ф. Шаляпиным. Величайший педагог, интенсивная музыкальная и художественная жизнь, сам атмосфера Ленинграда, помогли молодым артистам стать высочайшими профессионалами. В годы учебы у них родилась вторая дочь – Дарима. И то, что еще до рождения она была окружена лучшими образцами музыки, искусства, театра, возможно, повлияло и на выбор профессии концертмейстера, и на уровень профессионализма (Дарима Линховоин не раз признавалась лучшим концермейстером на престижнейших международных музыкальных конкурсах), и даже на город обучения – Ленинградская специальная музыкальная школа, Ленинградская консерватория.
Возвращение домой
По возвращении в 1954 году в родной театр, в его новое только что построенное здание (1952 г.) молодые выпускники с успехом показали свой дипломный спектакль - оперу «Царская невеста» Римского-Корсакова. Партия Любаши, в которой полностью выразился масштаб драматического и вокального мастерства В. Лыгденовой, стал одной из ее «коронных» партий.
После успешного выступления в 1959 г. на второй декаде Бурятского искусства и литературы в Москве Вере Дашиевне было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Настала пора творческого расцвета. Глубина души и характера актрисы словно отражались в ее голосе – густом и сочном меццо-сопрано. Неслучайно, творческой вершиной солистки становится партия Азучены в «Трубадуре» Верди, требующая от певицы предельных психологических возможностей и вокальных усилий. По мнению известного бурятского музыковеда О.И. Куницына: «Исполнение В. Лыгденовой в 60-е годы партии трагической мстительницы Азучены стало событием в истории бурятского театра».
Амплуа Вера Дашиевны не ограничивались трагическими ролями, с не меньшим талантом она воплощала комические партии – публика с восторгом принимала сыгранные ею живые, мимические образы Берты в «Севильском цирюльнике» Россини, Бумбэр в комедии Б. Ямпилова «Проделки дядюшки Моргона», Гануси в «Свадьбе в Малиновке» Б. Александрова и многое др.
В целом, за 30 летнюю оперную карьеру ею было сыграно более 30 партий. Во многом, благодаря ее заслуге и супруга Лхасарана Лодоновича Линховоина в 1979 году Бурятский театр оперы и балета получил почетное звание «Академический».
Ученики
Одновременно со сценической деятельностью после окончания консерватории Вера Лыгденова вместе с Лхасараном Линховоином начали преподавать на вокальном факультете Улан-Удэнского музыкального училища. Они стали первыми бурятскими педагогами академического вокала, и по тому вкладу, который Линховоин и Лыгденова внесли в воспитание молодых оперных певцов, их заслуженно считают основоположниками бурятской вокальной школы. Среди учеников Веры Дашиевны многие также закончили центральные музыкальные вузы страны, стали известными артистами и педагогами. Среди них: Нина Жатнуева, Аюша Данзанов, Леонард Шоболов, Лев Шагдыров, Максим Раднаев, Клим Миткинов, Надежда Харашкинова (Найдалма - ведущая солистка Улан-Баторской оперы), Д. Дандарова (профессор Монгольского университета) и многие-многие другие, составляющее славу современного бурятского вокального искусства.
Прямым продолжателем вокальной школы В.Д. Лыгденовой можно считать В.Б. Елбаева – заведующего вокальным отделением Улан-Удэнского музыкального колледжа. По словам Вячеслава Баендаевича, Вера Дашиевна была Учителем от Бога: профессионалом, которая своим голосом могла показать все тонкости вокального ремесла; психологом, тонко чувствовавшим исполнительский и актерский потенциал каждого ученика; физиологом, имевшим обширные теоретические и практические знания в области работы певческого аппарата.
Она была универсалом, т.к. в ее классе обучались как женские, так и мужские голоса, что до сих пор является редкостью в мировой вокальной практике. А главное она была Личностью, своим примером показывавшая пример истинного служения Искусству, по-матерински относившаяся ко всем своим ученикам, участвуя в их жизни. Многие с благодарностью вспоминают, как семья Линховоин-Лыгденова помогала им средствами на дорогу в столичные вузы, привозила продукты с Родины во время обучения, да и сам дом этой радушной и гостеприимной пары всегда был полон учениками, друзьями, родственниками. За каждого они хлопотали, переживали, болели сердцем.
***
Вечерний Проспект Победы – дорога, ведущая из дома в театр. Путь, по которому изо дня в день шли Вера Лыгденова и Лхасаран Линховоин. Светлая и гармоничная пара, словно возникшая из ленинградских пейзажей, из другого мира – глубоких страстей, нетеатральной любви, возвышенных мыслей. И пусть Она немного в тени Его, но аура у них одна, большая и общая. Она заставляет с благодарным изумлением оглядываться случайных прохожих. Оборачиваться вслед… по дороге, ведущей в Театр.
Автор: музыковед, заместитель директора БГАТОиБ им. Г.Ц. Цыдынжапова.
25 марта 2010 г. в 18-00 в Русском государственном драматическом театре состоится концерт «Подношение», посвященный юбилею великой певицы. В нем примут участием ее ученики – ведущие солисты Бурятской и Монгольской оперы.
Досуг
3095
Вера Лыгденова - имя, которое поет
К 70-летию Первой декады Бурят-монгольского искусства в Москве