Дарья Андреева родилась и выросла в Улан-Удэ, сейчас учится в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств на факультете культурологии и социологии по специальности «арт-менеджмент».
Дарья занимается современным искусством – она начинающий искусствовед и координатор арт-группы «Tajiks-Art».
Дома занималась тем же, чем и все дети. Кроме этого, писала стихи и довольно успешно. Возможно, здесь ее помнят как молодого поэта. Даша продолжает писать до сих пор, но по большей части это публицистика.
- Когда появился интерес к современному искусству?
- Интерес к современному искусству появился в Петербурге – этому способствовала среда, в которую я попала.
- Вы уже успели поработать в питерской галерее ArtReflex и Центре Современной Культуры «Гараж», расскажите об этом.
- В галерее на должности администратора я проработала год. Это мой первый опыт практической работы с современным искусством. Я изучила особенности галерейного бизнеса, принципы организации выставок, завела много знакомств. Но дальше захотелось действовать самостоятельно и в других масштабах – работа в галерее все же предполагает ограниченный круг возможностей самореализации. В «Гараже» я работала на главном проекте третьей Московской биеннале современного искусства – выставке «Против исключения». Это был уже другой опыт глобального искусства, значительно расширивший мое представление об арт-мире.
- Даша, для руководства музеев Улан-Удэ актуальна тема привлечения посетителей на выставки. В художественном музее в этом году ажиотаж был только на выставке Даши Намдакова. В чем ,на ваш взгляд, проблема : в том, что выставки «неправильные» (темы, организация, PR) или культурная среда в Улан-Удэ неблагоприятна для активной музейной жизни?
-Я не берусь судить о «правильности» выставок, а культурную среду можно изменить. В первую очередь, надо заинтересовать молодежь. Должна появиться «мода» на искусство. Музей может заниматься не только выставками, а быть культурным центром, устраивать кинопоказы, лекции, мастер-классы, пусть там даже будет модное кафе, я знаю, что в Бурятии процветает общепит. Такая практика совмещения нескольких функций в одном месте принята на западе, и это поможет привлечь посетителей.
Выставки Даши Намдакова вызывают ажиотаж в Москве и за рубежом, я думаю, что его выставка, которая скоро откроется в Эрмитаже, также будет успешной. Это доказывает, что есть огромный интерес к бурятской культуре, который необходимо поддерживать.
- Вы сказали, что занимаетесь художественной критикой. Где, в каких изданиях? О чем пишите?
- У нас в университете был курс «художественная критика». Тогда я впервые попробовала писать об искусстве. Что касается публикаций, их мало, есть, например, статья в каталоге выставки в Манеже. Но сейчас большинство высказываний происходит в Интернете. Я веду livejournal : http://andreeva-d.livejournal.com/, недавно написала статью для блога протестного искусства «ЖИР».
- Какие направления в современном искусстве вам интересны?
- В первую очередь, медиа-арт. Это новый вид искусства, который использует в качестве средств современные коммуникационные технологии. Современная культура - информационная, и медиа-арт отражает это состояние.
- Некоторые ценители искусства считают, что оно закончилось в начале 20 века. Все, что есть сегодня - это псевдоискусство. Вы ,очевидно, с этим не согласны…
- Я думаю, что эти «ценители» искусство не ценят и не любят. В 20 веке искусство радикально изменилось, но оно не утратило своей сути – отражение мира, а мир тоже меняется. Вообще, не люблю разговоры об «искусстве» и «неискусстве», они ни к чему не приводят.
- Как случилось, что вы стали координатором группы «Tajiks-Art»?
- Руководитель группы художник Кирилл Шаманов, известный по проектам «0 рублей» и «Гоп-арт» - мой хороший друг. Он предложил мне выступить с группой на «Арт-Москве 2009». Сотрудничество оказалось удачным. В свою очередь, когда отдел новейших течений Манежа предложил мне сделать спецпроект для выставки «Петербург 2009», я не раздумывая пригласила «Tаjiks—Art». Теперь на очереди фестиваль «Живая Пермь». Помимо координирования выставочных процессов, я занимаюсь информационным продвижением группы в социальных сетях.
- Как бы вы описали этот проект для непосвященных людей?
- Группа «Tajiks-art» повторяет на заказ знаменитые перформансы и делает копии известных картин, используя вместо художников гастарбайтеров под лозунгом «Совершенно не хуже и гораздо дешевле!».
Проект расширяется в разных направлениях, сейчас к группе примкнул поэт-гастарбайтер Парвиз Улмас, а специально для «Арт-Москвы» был создан алкоголь на основе крови гастарбайтеров «Tajik Spirit».
- Все же что это – циничное отношение к современному искусству или, наоборот, доказательство того, что искусство все же есть в этих работах?
- Существует несколько уровней понимания «Таджикс-Арта». Проще всего, конечно, считать это стебом. Но не столько над самим современным искусством, а над тем отношением, которое сложилось по отношению к нему в обществе. Искусство присутствует в работах гастарбайтеров в ни чуть не меньшей степени, чем в работах художников, которые копируют уже существующие образцы западного искусства, но не заявляют об этом открыто.
Что касается самого проекта «Tajiks-art» - это новое понимание искусства, и медиа-арта в частности.
- Как вообще определить искусство перед тобой или нет? Как именно вы определяете?
- Я стараюсь придерживать простого принципа «цепляет или нет». Но, как искусствоведу, приходится анализировать гораздо глубже.
- В Улан-Удэ не так давно была выставка Иркутской галереи «Dias». Это была очень любопытная выставка. Но вряд ли эту коллекцию можно отнести к так называемому актуальному искусству. Я вообще не знаю, как бы восприняли здесь тот же «Tajiks-Art». Хотя, это как раз бы восприняли как стеб. А вот подлинные картины тех художников, которые копируют гастарбайтеры, здесь бы вряд ли оценили. Цены бы точно не поняли. За что платить такие деньги?
- Цены диктует рынок. У него есть свои механизмы поднятия цен, такие как аукционы. А вообще, цена произведения искусства – вещь довольно условная.
Про выставку «Dias» я слышала – стараюсь отслеживать культурные события Бурятии. Мне бы очень хотелось способствовать развитию современного искусства у себя на Родине. Кажется, что его здесь просто нет, зато есть ресурс в виде уникальной культуры, природы и талантливых людей. У меня есть идея организовать арт-фестиваль на Байкале, арт-туризм мог бы стать перспективным направлением. Приезжающие художники, искусствоведы, кураторы могли бы устраивать выставки, делиться опытом, «заражая» местную творческую среду. Тогда и здесь могло бы появиться новое поколение молодых художников. Надеюсь, эта инициатива получит поддержку со стороны Министерства культуры и жителей Бурятии.
- Даша, с чего нужно начать?
- Это интервью – уже хорошее начало. Буду рада, если найдется отклик. Также я собираюсь встретиться с новым министром культуры Бурятии Тимуром Цыбиковым во время следующего приезда домой и обсудить эти вопросы с ним.
- Планируете ли вы вернуться в Бурятию?
- Я не планирую жить в Бурятии постоянно, но мне хотелось бы проводить здесь больше времени, чаще приезжать и не только ради отдыха. Если будет развиваться современное искусство, которое я выбрала сферой своей деятельностьи, для этого будет повод.
Наталья Уланова, Минкульт Бурятии
Фото Кати Кравцовой
СПРАВКА
Медиаискусство — это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных, или медиа, технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство». технологии, . Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».
Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видеоарт (в том числе VJ-ing), медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), медиаперформанс, медиаландшафт или медиасреда, сетевое искусство, интернет-арт или нет-арт (иногда также веб-арт), саунд-арт.
Досуг
3227
Дарья Андреева: "Что сейчас в Бурятии с современным искусством?"
Дарья Андреева родилась и выросла в Улан-Удэ, сейчас учится в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств. Она занимается современным искусством. Дарья - начинающий искусствовед и координатор арт-группы «Tajiks-Art»