В первой программе цикла «Всё в наших руках» на телеканале БГТРК речь шла о помощи воспитанникам детских домов. Автор программы Эржена Будаева после записи ответила на вопросы «Информ Полис online»
- Эржена Хышиктуевна, вы известны по своей многолетней работе с инвалидами. Почему вдруг такой резкий поворот – ток-шоу?
- Давайте лучше использовать термин «общественная телевизионная дискуссия». Работы в организации «Общество без барьеров» я не оставляю, с БГТРК сотрудничаю на общественных началах. Просто давно хотелось хоть что-то сделать для решения наболевших социальных проблем в нашей республике, попробовать расшевелить равнодушных. Многие люди не хотят даже думать о свой личной роли в борьбе с социальными пороками, а потом ругают нашу жизнь на кухне и возмущаются, вот мол, меня ограбили (избили), муж спился, ребенок не с той кампанией связался и так далее. Да ведь нельзя же так жить, надо же что-то делать. Государство давно уже не справляется с социальным неблагополучием. Красной нитью всех передач будет идея о привлечении широких слоев населения к ликвидации, так сказать, социальных язв.
- Ваша первая передача о том, как лучше помочь детям в детских домах и интернатах. Почему?
- Что в первую очередь делают люди, желающие помочь другим? Многие просто едут в детские дома с подарками разного рода и стоимости. Эта помощь, при всем уважении к искренности чувств дарящих, не решает ни одной из проблем детей в детских домах, которым нужно общение, тепло, приобретение новых жизненных навыков. Нужно обратить внимание на замкнутость "детдомовского" мира. Дети живут в детдоме и здесь же учатся, часто даже в школе, видя вокруг себя только таких же сирот. Кончается учебный год, наступает лето, и весь детдом едет отдыхать в лагерь вместе с другими детдомовцами. Получается, что ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром. По словам психолога Татьяны Сенгеевой, жизненный путь детдомовцев печален. К 45 годам из них почти никого остается. Гибнут как мухи. Идет постоянное нарушение их прав. Девушки не научены быть женами, имеет место ранняя алкоголизация, проституция. А у мужчин часто потребительская позиция детдомовца – что ему все всё должны - ведет к воровству, грабежам, асоциальному образу жизни. Дети выходят в социум абсолютно неподготовленными к самостоятельной жизни, по сути, иждивенцами.
- Директор детского дома Коногоров говорил, что желающие помочь могли бы предоставить подросткам места для временного трудоустройства, чтобы у них были карманные деньги, с которыми, в свою очередь, тоже надо научить обращаться…
- У людей, пришедших на программу, были классные предложения! Сибирская творческая группа (Наталья Свобода) уже несколько лет ведет волонтерскую программу, по которой в Улан-Удэ приезжают волонтеры из-за рубежа, в том числе для помощи в детских домах. Так, Леони Пессара из Германии ходит в детский дом «Малышок» как на работу и играет с детьми в развивающие игры. В принципе, люди, желающие помочь детям, у нас в Бурятии есть, нужно направить их энергию в нужное русло.
- Каким же образом вы предлагаете это сделать?
- Не я предлагаю, а люди, с которыми общалась в ходе подготовки дискуссии. Моя задача – найти их и донести самые ценные мысли до широкой аудитории. На передаче предлагалось создать службы для адаптации выпускников детдомов. Никто не отслеживает их дальнейшую судьбу. Не ведутся научные исследования. В Бурятии нет ассоциации выпускников детских домов, им самим надо быть активнее. Е. Ильина из ресурсного центра НКО «Клуб Фирн» считает нужным ввести государственный заказ либо гранты для желающих поработать с детскими домами и интернатами. Это необязательно могут быть общественные организации, нужно привлекать школы, другие учебные заведения. На любую работу нужны деньги, на тот же проезд. Даже на 5-10 тыс. можно купить инвентарь и организовать спортивные соревнования или фотовыставку, пригласить волонтеров или руководителей мастер-классов! Недавно порадовал фонд В.Малкина «Эра», учредивший конкурс грантов для решения социальных проблем, в котором победителями вышли в основном сельские школы.
По словам А. Сукнева (Дети Байкала): «Нужно увидеть проблему, найти возможные пути решения, на конкурсной основе определить исполнителей, создать целевой капитал. Деньги может внести не только государство, но и бизнес, у которого желание помогать и деньги есть, а опыта, времени и квалификации нет. Пестовать и распространять ценный опыт, такой как например "Старший Брат"(Школа Романова). Так происходит во всех зрелых цивилизованных странах и мы к этому придем рано или поздно».
- Еще озвучивали идею организовать Попечительские или Общественные советы при детских домах для координации всей помощи.
- Причем мнения были разные – то ли при каждом детдоме, то ли один Совет при Агентстве по делам семьи и детей. Интересна о координации этой деятельности Уполномоченным по правам ребенка, должность которого давно пора вводить в республике. До этого времени, неплохо было бы выкладывать информацию о нуждах и потребностях детских учреждений на сайте Агентства по делам семьи и детей. Кстати, а почему мы с вами говорим только о сиротских домах? Система коррекционных школ Министерства образования особо не отличается от детдомовской. Семилетних крох зачем-то разлучают с семьей и увозят в соседние районы и города, вместо того, чтобы научиться учить их в обычных школах по месту жительства.
Весь мир давно идет по этому пути, одним нам легче разрушать семейные связи, плодить изгоев общества и криминал. Тем более, что школы восьмого вида никого не корректируют. Я не слышала ни об одном случае перевода «скорректированного» ребенка из коррекционной школы в обычную. Дорогостоящая, неповоротливая коррекционная система также изжила себя, как и детские дома. Недаром то в одном, то в другом конце страны вспыхивают сандалы по поводу плохого обращения с детьми в интернатах.
- Не слишком ли вы категоричны?
- Нельзя выразиться категоричнее нашего президента Наговицына, который в конце декабря озвучил идею постепенного закрытия всех детских домов и передачи детей в приемные семьи. Это здорово, но не всех детей могут забрать. Этот процесс так быстро не произойдет. Уйдут годы. Особенно это касается детей старшего возраста. Их никто не берет. Никто в России не берет больных детей, как правило, кроме иностранцев. А пока мы не сможем найти для всех детей семью – лучшее место для любого человека – общественности нужно думать, как лучше помочь детдомовским и интернатным детям. Все в наших руках!
Фото http://www.baikal-daily.ru/blog/about/68/
Общество
1786
В Бурятии стартовало первое социальное ток-шоу
В первой программе цикла «Всё в наших руках» на телеканале БГТРК речь шла о помощи воспитанникам детских домов