Общество
3712

Глобальные проекты Бурятского театра

Сергей Бальжанов, художественный руководитель Бурятского драматического театра, о серьезном и смешном

— Сергей Дондокович, в начале апреля театр закрывается на реконструкцию. Где будете показывать спектакли?

— У нас грандиозные планы. Скучать не придется. 19 апреля мы выезжаем в Джиду, в июне — в Агу. В июле участвуем в программе Конвента монголов мира, тогда же едем в Тунку, а осенью по городам и поселкам Иркутской области. В октябре планируем поездку на международный фестиваль в Китай со спектаклем «Гроза» китайского драматурга Цао Юя.

— Давайте остановимся подробнее на международных связях.

— В последние годы мы выезжали во Францию, Белоруссию и Монголию. В январе тибетский театр «Тангтон лугар» пригласил меня в столицу независимого Тибета индийский город Дхарамсалу. Там же в Индии я участвовал в XII Всемирном всеиндийском театральном фестивале в качестве почетного гостя, где были представлены 55 театров мира, в том числе из Японии и Израиля. Сейчас я веду переговоры о деталях участия нашего театра в этом фестивале с последующими гастролями в Индии.

— Какие театральные проекты готовите?

— К 350-летию вхождения бурят в состав России мы готовим постановку эпоса «Гэсэр». В состав России мы вошли, имея огромный пласт культуры, в первую очередь это великий эпос «Гэсэр», состоящий из девяти ветвей. Идея постановки принадлежит поэту и бизнесмену Амарсане Улзытуеву. «Гэсэр» актуален и современен всегда. Сейчас мир удивляется, глядя «Аватар» Джеймса Кэмерона, а у нас есть великий эпос «Гэсэр». Проект будет состоять из двух частей — двух отдельных спектаклей. «Гэсэр на небе» — это первый спектакль, «Гэсэр на земле» — второй. Это будет большой и недешевый проект, поэтому к юбилею мы должны осуществить постановку первой части.

Сейчас подбирается постановочная команда, ведутся переговоры с Даши Намдаковым и известным драматургом Юрием Юрченко. Продюсер проекта Амарсана Улзытуев ведет поиск инвесторов. Дата премьеры назначена на весну 2011 года, когда завершится реконструкция здания театра. В это же время в труппу вольется студия Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Я надеюсь, что наш спектакль станет подарком всем жителям и гостям республики в праздничные юбилейные дни.

 

Театральные байки от Сергея Бальжанова ко Дню театра

Молодой нахал

Легендарный директор Бурятского драматического театра Цырен Аюржанаевич Балбаров, уезжая в командировку в Москву, оставил за себя Ц.Ц.Ц. — одного из молодых режиссеров, недавно устроившегося на работу. В приказе было написано: «Убываю в город-герой Москву». На другой день туда же внезапно вылетел молодой режиссер с мотивировкой в приказе: «Убываю вслед за директором в город-герой Москву». В столице в знаменитом тогда ресторане всесоюзного театрального общества Балбаров увидел того самого режиссера! Он не мог поверить своим глазам! Вскипев, директор с грозным видом подошел к нему: «Вы ли тот самый, кого я оставил за себя?». На что молодой нахал с полным самообладанием отвечал: «Что вы, наверное, с кем-то путаете? Хотя… вы откуда?». «Из Улан-Удэ», — несколько опешил директор и напомнил его имя. «А-а-а! Вы меня точно путаете», — отвечает плут и представляется под другим именем. Успокоенный директор называет свое имя, щедро угощает мнимого незнакомца, приглашает на постановку в Улан-Удэ и прощается. На следующий день Балбаров вылетает домой. На этом же самолете, скрываясь в задних рядах, вылетает и молодой пройдоха. По прилете он ухитряется выйти с первыми пассажирами и пристраивается к встречающим. А увидев шефа, радостно бежит к нему с объятиями: «Цырен Аюржанаевич! Наконец-то! Как мы тут вас заждались!».

 

Прикрылся вождями

В театральном институте во Владивостоке сдавали научный коммунизм профессору Матвееву. Наш великовозрастный студент Ш.Ц.Х., к которому все педагоги обращались по имени-отчеству, ходил по коридору в шляпе и очень волновался. В это время вышел профессор Матвеев и, увидев Ш.Ц.Х., спросил: «Как дела?». Студент отвечает: «Ленин умер, Сталин умер, и мне что-то нездоровится». Профессор Матвеев похлопал его по плечу, попросил зачетку, поставил маленькую пятерку и большую подпись.

 

Отвалился нос

Шел спектакль «Сэрэмпэл». По сюжету часто сменялась обстановка на сцене и в промежутках опускался занавес. В это время на авансцену выходили актеры Виктор Самандуев в роли художника Сампилова и Буянто Аюшин в роли писателя Хоца Намсараева. Они изображали партию игры в шахматы и между делом разговаривали о том о сем. А надо сказать, что у Аюшина на лице была гумоза — муляж на клею, визуально увеличивавший нос. В зале было жарко, душно, и клей постепенно растекался. И вот Самандуев громко объявляет: «Уважаемый Намсараев, я объявляю вам мат!» — и с грохотом ставит фигуру на доску. Одновременно с этим у Аюшина отваливается гумоза и — бац!!! — падает на доску.

 А оба актера были в возрасте, к тому же несколько подслеповаты. Самандуев осторожно присматривается и спрашивает: «А что там у тебя на доске?». Аюшин отвечает как ни в чем не бывало: «Да у меня же нос упал!». Зал грохнул, и дальше работать было просто невозможно. Как только старички появлялись на авансцене с шахматной доской заполнять паузы, развеселившаяся публика взрывалась хохотом и громом аплодисментов! Это был их вечер — Самандуева и Аюшина, а отвалившийся нос навечно остался в золотых анналах театрального юмора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях