23 марта в Улан-Удэ прошел сольный концерт заслуженных артистов РБ Болота и Сэсэгмы Сандиповых
В зале театра Бурятской драмы яблоку было негде упасть. Люди сидели на стульях, на приставных скамейках. Сам звездно-супружеский дуэт, выступающий уже 15 лет, держался с достоинством. Она – в концертном красном платье, он – в элегантном белом костюме. Зал был покорен их проникновенным пением, одарив артистов бурными аплодисментами.
Мало кто из зрителей знал, что закончится концерт, артисты переоденутся в обычную одежду и опять отправятся коротать жизнь в полуразваленном деревянном доме на улице Некрасова, что у кинотеатра «Прогресс». Как и 17 других семей артистов и работников театра «Байкал», Театра бурятской драмы и филармонии, что живут в таких же нечеловеческих условиях.
ДОМ НА НЕКРАСОВА
За несколько дней до концерта я встретился с Болотом, Сэсэгмой и другими артистами театра «Байкал». Это исполненные собственного достоинства, красивые и гордые люди. Они с чувством произносят свои заслуженные звания, они объездили весь мир, многое видели. Но порой я замечал обиду, отчаяние и безысходность в их глазах.
Дом на Некрасова уже многие годы является головной болью республиканских властей и театра Бурятской драмы, которому он перешел от филармонии. Когда-то здесь было общежитие хореографического училища, потом сюда стали заселять творческих работников.
Теперь тут живут 8 семей, работающих в театре «Байкал», 9 – в Бурятском драматическом и одна семья из филармонии.
Болот и Сэсэгма Сандиповы живут в нем 12 лет, артистка оркестра Сэсэгма Нимбуева – 14 лет, руководитель ансамбля ятагисток Баярма Овчинникова – 19 лет. Больше всех - 21 год - здесь живет 52-летняя народная артистка РБ Дымбрын Очирова, инвалид первой группы. Здание ведомственное, все жильцы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, никаких прав на квартиры у них нет, есть только регистрация по месту жительства.
А место жительства таковым довольно сложно назвать. Некогда красивый дом купца Филиппова, построенный в 1902 году, изрядно обветшал. Кое-где уже развалился фундамент, из-за чего строение уродливо накренилось в сторону кинотеатра «Прогресс». Удобства – на улице, их прохожие давно превратили в общественную уборную. Да и сам дом – как проходной двор.
- Дверь в подъезд деревянная, не запирается, здесь постоянно толкаются бомжи, алкаши, наркоманы. Изгадили весь подъезд, - рассказывает Баярма Овчинникова. - У нас у всех двери в квартиры деревянные, от тычка могут развалиться. Когда уходим на работу, постоянно боимся, что вернемся в обокраденную квартиру. А тут кражи – весьма частое явление.
ДОМ-РАЗВАЛЮХА
Захожу в подъезд. Первое, что бросается в глаза – импровизированная помойка на лестничной клетке, результат постоянных попоек пришлых асоциальных элементов. Деревянные перекрытия и ступени гниют, некоторые – со следами гари. По словам артистов, дом уже несколько раз пытались поджечь. То ли из хулиганских побуждений, то ли специально – земля в самом центре города «золотая», и наверняка кому-то приглянулась.
Межквартирные коридоры тоже не в лучшем состоянии. Я с опаской продвигаюсь по ним, боясь, что невзначай что-нибудь задену, и это что-нибудь отвалится от дома.
В квартирах артистов все достаточно обихожено, однако бедность и здесь бросается в глаза. Впрочем, маленькие комнаты по 24 квадратных метра, как у Баярмы Овчинниковой, Болота и Сэсэгмы Сандиповых, трудно назвать квартирами. Одна семья вовсе ютится в 6 «квадратах», которых и жилым помещением не назовешь – когда здесь было общежитие, в этой комнате размещался медпункт. Не мудрствуя лукаво, некоторые семьи воспользовались высокими потолками, установив в своих квартирах импровизированные двухъярусные нары.
Недавно прокуратура и пожарные признали дом находящимся в аварийном состоянии. Суд вынес решение о приостановлении деятельности строения на 90 суток – жильцы должны покинуть свои квартиры. Срок исчисляется с 1 марта, в дом уже наведывались приставы. Однако жильцы продолжают находиться в нем – идти им просто некуда.
СНОСУ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Как заявил президент РБ Вячеслав Наговицын в сюжете ТРК «Ариг Ус» по данной проблеме, дом признан памятником культуры и сносу не подлежит, артистам же необходимо предоставить жилье. Стоит отметить, что в сюжете телекомпании основной упор был сделан на то, что дом – памятник, сносить его нельзя, необходимо привести его в нормальный вид, на что нужны деньги, а их нет. Но это было бы проблемой, если бы жильцы дома являлись собственниками квартир.
Людей же заселила сюда республиканская власть в лице Минкульта Бурятии и театров, они же вместе с правительством Бурятии и должны решать эту проблему. И не просто абы как пристроить бедных артистов, просто «распихав» их по разным «общагам». А предоставить им нормальные жилищные условия. Люди десятки лет продвигают имидж республики, «пиарят» Бурятию по всему миру, покоряя сердца зрителей многих народов своим, без преувеличения, великим искусством. Пока за бескорыстное служение они получили от «благодарной» Бурятии только комнатушки в «развалюхе». Стыдно, господа.
PS: Аккурат перед злосчастным домом, возле гостиницы «Бурятия», висит красочный постер Болота и Сэсэгмы Сандиповых. Лица артистов на нем символически смотрят в сторону их места жительства. Вот такая издевательски-горькая картина.
Евгений Хамаганов, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»
Фото автора
Общество
3737
Заслуженные артисты Бурятии живут в нечеловеческих условиях
23 марта в Улан-Удэ прошел сольный концерт заслуженных артистов РБ Болота и Сэсэгмы Сандиповых