Реализация республиканской программы агролизинга вызвала широкий общественный резонанс, поскольку на нее выделены крупные финансовые средства, впервые в таком объеме пришедшие из Москвы на поддержку сельского хозяйства Бурятии
Эти средства в объеме 835 млн. рублей (697 млн. рублей из федерального бюджета и 138 млн. рублей из бюджета Бурятии) было решено использовать на приобретение сельхозтехники. По этой программе наиболее сильные агрофирмы республики получат столь необходимую им технику на условиях лизинга, с постепенной оплатой в течение восьми лет.
Оператором выступает ОАО «Республиканская агролизинговая инвестиционная компания» (РАЛИК), основным поставщиком – ООО «Агроинжиниринговая компания», специализирующееся на поставках сельскохозяйственной техники производства США, такой как Valmont Irrigation, Spudnik, Industrial Ventilation Incorporated, а также Канады - Vanden Bussche Irrigation, Behlen Industries LP. Поставлять технику в Бурятию будет и ЗАО «Европейская агротехника» - официальный дилер Bourgault, Buhler и MacDon (Канада), CLAAS (Германия),Gregoire Besson (Франция) и пр.
На днях в Бурятской сельскохозяйственной академии прошел семинар для сельхозпредприятий с участием представителей науки и поставщиков техники. Сельхозтоваропроизводители смогли напрямую задать накопившиеся вопросы и получить ответы, что называется, из первых уст, поделиться своим опытом, выслушать мнения экспертов.
Техника не должна стоять у забора
Тимофей Лапухин, доктор сельскохозяйственных наук, начальник отдела растениеводства БурНИИСХ:
- Не столько роса, падающая с небес, сколько пот, струящийся с лица, делает поле плодородным. И это высказывание философа хорошо характеризует земледелие в Бурятии. У нас возможно выращивание достаточного количества зерна только при соблюдении всех агрономических требований. И техника североамериканского производства наилучшим образом им соответствует. Современная ресурсосберегающая техника для земледелия – это основа получения высокорентабельной продукции. На сегодня порядка 20 высокопроизводительных посевных комплексов работают на полях республики, выполняя шесть операций за один проход: протравливание семян, посев, внесение удобрений, культивация, боронование, прикатывание.
Анализ применения посевных комплексов в Бурятии показывает, что применение ресурсосберегающих технологий позволяет сократить количество людей, занятых на посевной, в три раза. Расход ГСМ при посеве сокращается до двух с половиной раз, а производительность увеличивается в три раза. И урожайность растет за счет того, что посевная проходит в лучшие агротехнические сроки.
В этом плане оборудование, предлагаемое «Агроинжиниринговой компанией» и «Европейской агротехникой», экономичнее аналогов и лучше отвечает зональным требованиям. Техника, предлагаемая «РАЛИК», прошла экспертное согласование с наукой Бурятии. Были такие примеры, когда сельчане покупали технику, не посоветовавшись с учеными. Закончилось тем, что потом эта техника стояла у забора.
Еще Леонид Потапов, будучи президентом, предлагал закупить российские сеялки «Кузбасс». На что я тогда сказал: «Это будет экономическая диверсия, потому что российская техника не рассчитана на долгую эксплуатацию в условиях Бурятии».
40-летние исследования ученых БурНИИСХ и БГСХА говорят, что хоть у нас не зерноводческая республика, но свои 600 тысяч тонн мы получать можем. Именно такой объем мы получали в 80-х годах, когда сеяли строго по технологии, не жалея никаких ресурсов. Ведь тогда все было государственное - солярка, семена, удобрения. Планы выполняли, но не задумывались об экономической рентабельности. Сегодня я уверен, что получение таких же объемов возможно и экономически выгодно при помощи современной сельхозтехники.
Машина покажет себя на полях
Петр Кравцов, руководитель ОАО «Агротопводстрой»:
- Мы начали внедрять энергоресурсосберегающую технологию с переходом на минимальную обработку почвы уже 4 - 5 лет назад. В 2008 году мы оформили кредиты на сумму около 17,5 млн. рублей и приобрели российскую технику марки «Кузбасс». Надо сказать, что российская техника, к сожалению, не очень высокого класса надежности. Эта техника по многим показателям соответствует XX веку, а импортная все-таки техника XXI века. Конечно, разница между российской и импортной техникой в цене существенна, но мы сегодня готовы переплатить даже в три раза за уверенность, что она не подведет. Конечно, хотелось бы, чтобы цены были ниже. Но мы все равно намерены приобретать в дополнение к той, что уже есть. Например, трактор Buhler оптимален для нас потому, что есть необходимый набор техники, а экономичной тягловой силы для нее не хватает. Думаю, эта техника покажет себя на наших площадях в 3250 га.
Почему не российская техника?
Юрий Баталов, генеральный директор ЗАО «Европейская агротехника», г. Оренбург:
- Те, кто говорит, что надо поддерживать отечественного производителя, сами не покупают в личное пользование, например, отечественные автомашины. Будучи в Улан-Удэ, я заметил, что большинство машин – японские. Поэтому ответы на вопросы, задаваемые радетелями за российскую сельхозтехнику, лежат на поверхности. Как наши «жигули» не соответствуют мировым стандартам, так и наша отечественная линейка сельхозтехники не позволяет выполнять все агрономические процессы для получения высокого урожая. Если кому-то цена кажется высокой, то мы заявляем, что каждая техника имеет свой сегмент на рынке. Мы получаем эту технику на Западе от производителя, затем выплачиваем грабительские таможенные сборы, несем транспортные расходы, обслуживаем гарантию и т.д. Всю ответственность за технику, которая должна работать на полях республики и приносить доход крестьянину, мы берем на себя. Сегодня все стремятся к увеличению объемов посевов, повышению урожайности, а для этого нужна надежная и производительная техника. Минсельхозпрод Бурятии принял на себя задачу нарастить объемы производства по всем направлениям сельского хозяйства, поэтому делает ставку на импортную технику, чтобы хозяйства республики работали прибыльно и приносили доходы в казну республики. Это ответственное решение.
Почему "американец"?
Михаил Меламед, генеральный директор ООО «Агроинжиниринговая компания»:
- Мы работаем на российском рынке семь лет, и за это время доказали, что наша техника эффективна для российских условий. Вся техника, которую мы за это время поставили, на ходу. Мы отвечаем за каждую единицу. На рынке Бурятии мы уже два года. Наши технологи выезжали в хозяйства, чтобы провести мониторинг, и убедились, что аграрии Бурятии настроены на сотрудничество. Мы провели ряд встреч с ведущими кормозаготовителями и зерноводами республики, и они все дали принципиальное согласие на ее приобретение. Хотелось бы отметить основные преимущества северо-американской техники.
Во-первых, ландшафт Северной Америки приближен к ландшафту Бурятии. Там поля такие же широкие, поэтому широкозахватная техника для республики в самую пору. Таких полей, как в Бурятии, нет даже в средней полосе России, не говоря уже о Европе.
Во-вторых, средняя влажность воздуха в Бурятии 60 - 70 процентов, северо-американская техника по хранению картофеля и овощей разработана именно для таких условий. А в Европе влажность воздуха достигает 95 процентов, и эта разница имеет колоссальное значение для сохранности продукции.
Функционально схожая техника других производителей есть, но она далеко проигрывает по энергозатратности и качеству. Один местный предприниматель, который успел купить подобный производственный комплекс, произведенный в Европе, уже недоволен им. Теперь он вынужден избавляться от мелкоконтурной техники, не эффективной для работы на его обширных полях, и упрекает нас в том, что в свое время мы не смогли его убедить купить наше широкозахватное оборудование.
Вопрос цены
- Мы совершенно согласны с претензиями, что цена на нашу технику высока, - продолжает Михаил Меламед. - Но, поверьте, по немалому числу позиций она намного ниже уровня тех цен, что мы предлагаем покупателям из других регионов. Выставляемая нами цена никоим образом не зависит от того, кто является покупателем – лизинговая компания или непосредственно сельхозпроизводитель. Схема приобретения техники в Республике Бурятия через единого контрагента в лице ОАО «РАЛИК» имеет очевидные плюсы, основной из которых - снижение финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителя. Одновременно ОАО «РАЛИК» минимизирует финансовые риски, связанные с возможными невозвратами федеральных и республиканских финансовых средств. Для оптимизации расходов сельхозпроизводителей республики возможен вариант создания кооперативов, формирования единого машинно-тракторного парка для нескольких организаций.
В Республике Бурятия мы создали совместно с ЗАО «Европейская агротехника» сервисный центр по гарантийному и постгарантийному обслуживанию поставляемой техники. В этом сервисном центре будут работать два-три человека, прошедшие у нас соответствующее обучение. Мы планируем создать «горячую линию» связи сервисного центра и нашей технической службы в центральной России. Таким образом, будут созданы все условия для оперативной поставки запасных частей, расходных материалов, комплектующих, а также проведения модернизации машин и механизмов с учетом пожеланий конкретного сельхозпроизводителя.
Такие семинары по внедрению ресурсосберегающей техники проводятся регулярно на протяжении двух последних лет. И ученые, и властные органы, а самое главное, сами сельхозпредприниматели каждый раз сходятся во мнении, что сегодня только ускоренная модернизация может сделать производство выгодным. И как результат совместной планомерной работы в данном направлении сразу три региональные программы развития сельского хозяйства Бурятии были поддержаны Минсельхозом РФ.
Бизнес
2162
Тракторы из США для РБ
Реализация республиканской программы агролизинга вызвала широкий общественный резонанс