Бизнес
4452

Конкурируй или умирай

Что нужно знать начинающим предпринимателям, чтобы выжить

Что нужно знать начинающим предпринимателям, чтобы выжить

  Выйти из зоны комфорта и изменить привычный образ жизни — первое, с чем обязательно столкнется начинающий предприниматель

— Вам придется вложить в дело свои деньги или занять их у кого-то либо уйти с постоянной работы, — считает Марина Ивакина, тьютор школы бизнеса Открытого университета Великобритании, бизнес-тренер.

Вот поэтому для новичков самое важное — быть преданным идее и мечтать о своем бизнесе.

— Уметь считать деньги тоже важно. Но если начинающий предприниматель будет только считать деньги, то риска будет больше, — говорит Марина Ивакина.

Вот когда дело уже открыто, тогда от мечтаний нужно переходить к делу — «брать лопату и копать». Эксперты советуют, что нужно знать начинающим предпринимателям, чтобы уберечься от ошибок.

Начинающий предприниматель Оксана Маланова на дому изготавливает многоракурсные фотографии по стерео-, вариотехнологии. Своих клиентов она ищет в детских садах, которым предлагает «движущиеся» фотографии / Фото А. Огородник.

Мои риски минимальны

Аркадий, экономист по образованию, решил открыть свой салон-парикмахерскую. Причем сам 27-летний мужчина весьма далек от индустрии красоты. Осознавая, что сфера услуг — это критический сектор экономики, а конкуренция очень высокая, тем не менее, он уверен, что его риски минимальны.

— Основные затраты в парикмахерском бизнесе — это помещение и оборудование. Помещение у меня есть, а оборудование я закупил у московской компании, которая в кризис его распродавала с хорошими скидками, — говорит Аркадий.

У начинающего предпринимателя помещение уже отремонтировано, готова вывеска, осталось только набрать персонал.

— Это тоже проблема. Я жду, когда будет выпуск в академии красоты, чтобы набрать специалистов там, — говорит Аркадий.

Он знает, что большой прибыли от салона красоты он не получит, но считает большим плюсом, что дело позволит реализовать массу творческих способностей.

 

Решите сначала, что выгоднее

Прежде чем открываться, подумайте, что для вас будет дешевле, советует Вера Лукашенок, руководитель консалтинг-центра компании «Макон». Лучше открыть парикмахерскую или рекламное агентство, потому что в случае поражения риски минимальны. Самое большее вы потратитесь на аренду помещения. Из тех, кто получает деньги по программе самозанятости, только 5—10 процентов тратят средства эффективно, считает руководитель консалтинг-центра.

— Деньги дают людям, у которых просто нет способности вести бизнес. Они должны задуматься, на что у них талант, а не идти туда от безнадеги, — говорит Вера Лукашенок.

Есть ИП, которые, получив субсидию, даже не знают нюансы системы налогообложения, не представляют, как найти своего покупателя.

— Некоторые сидят на общем режиме налогообложения, хотя, написав заявление, могли бы перейти на упрощенку, — говорит Лукашенок.

Налоговая служба регулярно проводит бесплатные семинары, которые стоит посетить начинающим предпринимателям. А вот регистрировать свою фирму лучше самим, чтобы сразу понять, как все правильно оформить, сдавать отчетность, куда идти и так далее.



Кто ты, мой клиент?

Первоначальные договоренности нужно иметь еще до старта. Провести переговоры, посоветоваться с экспертами. Многие предприниматели не имеют четкого представления, кто их клиент, есть ли спрос на продукцию, которую они собираются выпускать. Чтобы это узнать, не обязательно вкладывать деньги в исследования, составление бизнес-плана. Вера Лукашенок, считает, что начинающий предприниматель на первом этапе сам в силах провести разведку боем.

— Вот, например, женщина уходит на пенсию и решает производить хлебобулочную продукцию. Можно элементарно походить по небольшим магазинчикам в том месте, где вы собираетесь продавать свой товар. Можно договориться и пробную партию поставить на продажу. Тогда уже рынок сбыта будет налажен.

Недостатки конкурента тоже можно превратить в свои преимущества.

— Можно сделать тайную покупку, — говорит Вера Лукашенок. — Это не так затратно. Как обычный покупатель, вы смотрите, насколько качественно предоставляется услуга у вашего потенциального конкурента. А потом, зная его ошибки, стараетесь их избежать в своем деле.

Тем, кто решает, к примеру, открыть свой магазин, следует посмотреть цены в других торговых точках, понять, какова их проходимость, почему люди идут в этот магазин.

— Можно выбрать точки, переписать цены, продиктовав их на диктофон на сотовом телефоне, и проанализировать, — советует эксперт.

 

Меняйтесь вместе со своим бизнесом

Не стоит новичкам сразу вкладываться в покупку дорогостоящего оборудования.

— Очень много продается оборудования, бывшего в употреблении, посмотрите газеты объявлений, в Интернете, — советует Вера Лукашенок.

Необходимо более тщательно выбирать партнеров, с которыми вы будете сотрудничать. Иначе дебиторская задолженность может подкосить ваш бизнес и даже довести до банкротства.

— Вы поставили продукцию, а заказчик не хочет рассчитываться. Это все равно, что вы дали деньги в долг, — говорит Вера Лукашенок. — У нас часто все делается по знакомству, по родственным связям. К этому нужно подходить грамотно, составлять договоры и отдавать предпочтение работе по предоплате.

На первом этапе многим компаниям нужны потоки денежных средств. Умение управлять оборотным капиталом тоже очень важный момент. И нередко новички, получив какие-то деньги, начинают раньше времени выдергивать их из оборота.

— Когда в бизнесе еще не сбалансированы все операционные платежи, люди покупают машины или куда-то еще тратят — это ошибка, — говорит Марина Ивакина.

Следующая проблема наступает, когда, казалось бы, компания растет, успешно развивается, но руководитель сталкивается с так называемыми проблемами роста.

— У некоторых руководителей, менеджеров от природы, часто бывают проблемы с делегированием полномочий, — считает Марина Ивакина. — Если человек все замыкает на себе, могут потом возникнуть трудности. Это как чемодан без ручки.

Тут уже должен прийти навык выстроить такую систему наблюдения и контроля, чтобы четко улавливать происходящие изменения.

Поэтому очень важно, начиная бизнес, уметь менять себя.

— Как меняется ваш бизнес, взрослеет, так и вам вместе с ним нужно меняться. Если ты перестаешь быть гибким, то все тормозится, — говорит Ивакина.

Какой стратегии конкуренции придерживается ваша компания?

Советует Марина Ивакина, тьютор школы бизнеса Открытого университета Великобритании, бизнес-тренер, консультант.    

Профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер, ведущий специалист в области изучения природы конкуренции, выделил три стратегии конкуренции. Он доказывает, что успешные компании сознательно или бессознательно четко придерживаются одной из этих стратегий. Те, кто не выбрал ни одну из них, вынуждены разделять роль «застрявших в середине».

Лидерство в издержках. Для успешной реализации этой стратегии необходимо иметь доступ к уникальным преимуществам в области издержек. Либо это эффект масштаба, либо эффект опыта. Когда компания за счет большого объема операций имеет возможность предоставлять продукт дешевле, чем другие. По этой стратегии в своей отрасли может быть лидером только одна компания. 

Дифференциация. Компания предоставляет не стандартный продукт, а чем-то отличающийся от других. Яркий тому пример автомобильный рынок или ресторанный бизнес. В их отрасли есть несколько качеств продукта, услуги, которые клиент ценит. Кто-то полезность, кто-то комфорт и так далее. Здесь уже на рынке могут быть несколько успешных компаний. У них получается создать отличное от других лицо, причем они настолько хорошо понимают своего клиента, что становятся их любимчиками.

Фокусирование. Компания, следующая этой стратегии, выбирает узкий сегмент потребителей, которых по каким-то причинам успешно не обслужили другие компании. Она сосредоточивается на обслуживании не широкого круга клиентов, а фокусируется на определенном сегменте. Например, в Лондоне есть ресторан для посетителей с собачками. Другие рестораны не приспособлены для обслуживания таких посетителей. Действуя на узком рынке, такая компания может предпринимать попытки стать лидером в минимизации издержек или следовать стратегии дифференциации в своем сегменте.

 

Советы бывалых

Внимание к мелочам

— таков залог успеха в ресторанном бизнесе, считает Дарима Санжеева, директор ресторана «Золотой дракон»



Ее небольшому, но уютному ресторану уже 15 лет. Достаточно много для заведений общепита, которые в Улан-Удэ появляются так же быстро, как и исчезают. Немного о секретах успеха и лидерства в индустрии гостеприимства рассказала директор ресторана Дарима Санжеева.

В далеком 1995 году это был первый китайский ресторан в городе, и он с самого начала представлял собой семейный бизнес. Поэтому ничего удивительного, что Дарима, вернувшись по окончании аспирантуры из Санкт-Петербурга, решила соединить полученные теоретические знания с практикой и активно занялась продвижением ресторана.

— Поначалу я планировала просто создать четкую концепцию ресторана, доработать сам процесс с экономической стороны, — говорит Дарима. — Однако чем больше я вникала в сам ресторанный бизнес, тем больше понимала, что заниматься этой сферой наполовину просто невозможно. Для любого заведения потерять статус и постоянных гостей проще простого, а наработать все это очень сложно.

Сейчас она преподает в БГУ на кафедре государственного и муниципального управления факультета экономики и права, совмещая теорию и практику. Несомненно, это позволяет приобретать один из самых важных ресурсов — опыт. Именно он позволяет определять конкурентные преимущества и способы достижения успеха в одной из самых сложных сфер бизнеса — индустрии гостеприимства. И одним из ключевых понятий в этой сфере, по мнению Даримы, является внимание к мелочам.

— Многие, открывая рестораны, в том числе китайские, не обращают внимания на мелочи. А ресторанный сервис сплошь состоит из мелочей, — убеждена Дарима. — Как с вами поздоровались, как официант подал вам меню, как сервирован стол и многое другое. В Улан-Удэ каждый год на арену выходят все новые игроки, предлагающие оригинальные интерьеры, развлечения, деликатесы… Однако не стоит забывать о том, что главнее всего для любого человека — это отношение к нему.

Кроме этого, для ресторанного бизнеса, считает Дарима, очень важно выработать концепцию, четко и ясно сформулированный сегмент рынка, для которого работает ресторан. И, конечно, важен человеческий потенциал. По ее мнению, люди — основа и богатство фирмы.

— Самое важное — поставить цель и планомерно идти к ней. Время бурных взлетов и падений прошло. Сейчас выигрывает тот, кто вкладывает в свои знания, развитие, является целеустремленным, настойчивым и терпеливым, — уверена Дарима Санжеева.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях