Происшествия
4561

Нечистая продажа

После обращения к «чёрному» риэлтору улан-удэнец Фёдор Редько остался без денег и права собственности на квартиру

После обращения к «чёрному» риэлтору улан-удэнец Фёдор Редько остался без денег и права собственности на квартиру

В прошлом году семья пятидесятилетнего Фёдора Редько переехала жить в Хоринский район. Мужчина остался в Улан-Удэ и долгое время пытался найти работу, но в октябре прошлого года решил продать свою трехкомнатную квартиру и уехать к родным в Хоринский район. Совершение сделки мужчина доверил частному риэлтору из Турции, но в итоге остался у разбитого корыта. 

«Я ему доверял»

— У моей жены заболел родственник, и она уехала в Хоринский район, в село Георгиевка. Двух ребятишек с собой забрала, чтобы я имел возможность работать, — рассказывает Редько.

Через некоторое время Фёдор Иванович, работающий дворником на авторынке, понял, что нести расходы по содержанию трехкомнатной квартиры одному очень дорого. Получить высокооплачиваемую работу в городе не удавалось. Поэтому мужчина решил продать свою квартиру на улице Тобольской и переехать к родным в Хоринский район.

— Я в документах не разбираюсь, поэтому решил обратиться за помощью в агентство, — рассказывает Фёдор. — Пошел в фирму, которая находится на Саянах, там встретил Зафера Кырыклы, который сказал мне, что работает директором в агентстве «Лэлис».

Как выяснилось потом, эта информация оказалась ложной — Кырыклы никогда не работал в вышеуказанной компании, и её руководство ничего не знало о сделках турецкого риэлтора.

Фёдор Редько и его племянник Николай рассказали, что в октябре 2009 года гражданин Турции Зафер Кырыклы находился в России на основании вида на жительство.

— Кырыклы лично со мной съездил на мою квартиру, всё осмотрел, — говорит Фёдор Иванович. — Произвёл серьёзное впечатление на меня, короче, втёрся в доверие.

После осмотра жилой площади Зафер Кырыклы убедил неграмотного Фёдора по­ехать к нотариусу за оформлением доверенности на продажу квартиры.

— Зафер сказал, что ты же неграмотный, в документах не соображаешь, — сетует Редько. — Значит, мне самому придётся за тебя бегать, всё оформлять.

Доверчивый Фёдор подписал генеральную доверенность на продажу квартиры с правом получения денег. И только сейчас пожилой мужчина понял, почему для оформления документов Зафер Кырыклы повез его не в офис одной из городских нотариальных контор, а в Иволгинский район.

— В городе все подстраховываются, при оформлении таких важных доверенностей обязательно требуют справки из наркологии и от психиатра. А в деревнях нотариусы не такие бдительные, — считает Редько.

 

Документы были подделаны

После подписания доверенности сроком на три года Фёдор Редько передал все правоустанавливающие документы на квартиру Заферу Кырыклы и стал ждать от риэлтора результата.

— Мы обговорили цену, решили, что миллион двести будет в самый раз. А вскоре и покупательница нашлась, — рассказывает Фёдор. — Она один раз всего была, всё посмотрела, ей квартира понравилась.

Трехкомнатная благо­­­у­стро­енная квартира в двухэтажном доме на Тобольской принадлежала Фёдору Редько — жена и дети не имели своих долей. Но несовершеннолетние сын и дочь Федора Редько состояли в квартире на регистрации. Мужчина был уверен, что до тех пор, пока дети не выпишутся, продать жильё невозможно по закону.

Однако вскоре после визита покупательницы Фёдору Редько сообщили, что его квартира продана и ему необходимо съехать.

— Я узнал, что Донара Очировна купила квартиру, она теперь хозяйка. По бумагам продажа состоялась 27 октября, договор от моего имени подписывал Кырыклы.

Бывшему владельцу квартиры показали договор купли-продажи, в котором значилось, что на регистрационном учёте в продаваемой квартире никто не состоит. И это несмотря на то, что сам Редько из квартиры не выписывался, не снимались с учёта и его несовершеннолетние дети.

— У меня справка о составе семьи на руках, я её 17 марта этого года взял, — говорит Фёдор. — Так вот в этой справке указано, что в квартире и я прописан, и сын, и дочка. А тогда в юстицию Кырыклы, видимо, поддельную справку принёс, в ней было указано, что все выписаны.

Племяннику Фёдора Николаю удалось заполучить ксерокопию справки о составе семьи, выданной в паспортном столе 22 октября прошлого года. В документе, который по доверенности получил Зафер Кырыклы, указано, что двое детей Фёдора Редько сняты с регистрационного учёта на основании заявления родителей, а самого Фёдора выписали якобы на основании личного заявления.

— Не может этого быть, я не выписывался, и ребятишек не выписывал, — уверяет мужчина. — Вот же у меня свежая справка на руках, там мы все есть. А эта справка поддельная.

 Уехал в Турцию навсегда

В середине ноября 2009 года покупательница квартиры Фёдора Редько получила свидетельство о праве собственности на жильё. От Фёдора потребовали освободить незаконно занимаемую жилплощадь. Однако съезжать мужчине некуда, ведь денег от продажи своей квартиры он так и не получил.

— Я ходил несколько раз в «Лэлис», но там говорят, что Кырыклы у них не работает, а они ни при чем, — огорчается Фёдор.

Директор агентства «Лэлис» Эльвира Прокопьева рассказала корреспонденту «Информ Полис», что Зафер Кырыклы никогда не был сотрудником данной компании, а агентство «Лэлис» не заключало с Фёдором Редько договора об оказании риэлторских услуг и не выступало посредником в продаже квартиры.

— Директором агентства «Лэлис» являюсь я, так было всегда, все 15 лет. Кырыклы у нас никогда никем не работал. Единственное, что могло быть, — мы оказывали ему услуги по набору текста договоров за отдельную плату. К сделке по продаже квартиры Редько ни я лично, ни моё агентство никакого отношения не имеем, —  сообщила Прокопьева.

Родственники обманутого мужчины помогли Фёдору написать заявление в милицию.

— Фёдор Редько обратился с заявлением 4 декабря 2009 года, в этот же день он был опрошен, — говорит Зоя Сотникова, участковый уполномоченный милиции по ОМ №2 УВД по городу Улан-Удэ. — Однако для возбуждения уголовного дела по статье 159 «Мошенничество» необходимо опросить Зафера Кырыклы. Есть основания полагать, что он выехал за пределы России. В данное время по материалам Редько проводится дополнительная проверка.

Не так давно Федор Редько с помощью родственников написал заявление в прокуратуру и подал в суд иск о расторжении договора купли-продажи.

— Донара Очировна подала на меня в суд с требованием о выселении, недавно Верховный суд утвердил её иск. У неё на руках все документы, теперь меня в любое время могут выселить, — говорит Фёдор. — Но ведь справка о составе семьи была подделана!

По словам Фёдора Редько, он не уверен, удастся ли ему выиграть суд и вернуть право собственности на квартиру.

— У новой хозяйки несколько адвокатов, она по судам сама не ходит. А я даже одного адвоката не могу нанять, нет денег, — признается мужчина.

Фёдор Редько рассказал, что вырученные с продажи квартиры деньги он хотел перечислить на сберегательные книжки детей.

— Хотел подарок им сделать, они же растут, заботиться надо. И вот тебе подарок — ни денег, да и из квартиры со дня на день выселят.

 

 

Нельзя наделять посторонних людей правом получения денег

 

Ситуацию комментирует юрист Станислав Эрдынеев:

— Когда оформляется любая доверенность, особенно связанная с отчуждением недвижимого имущества, имеющего существенную стоимость, всегда нужно обращать внимание на полномочия представителя, т.е. того лица, на которое оформляется документ.

Ни в коем случае не следует доверять посторонним лицам право получения денег. Можно поручить представителю право сбора необходимых документов и справок, право подписания договора, но никак не право получать за вас денежные суммы.

В то же время полномочие получения денег не означает присвоение — представитель в любом случае должен действовать в интересах представляемого.

Согласно статье 60 Семейного кодекса РФ, имущество родителей отделено от имущества детей. Это означает, что дети не имеют права претендовать на имущество родителей и наоборот.

В данной ситуации собственником квартиры являлся продавец. Независимо от того, кто был «прописан» в квартире, он распорядился своей собственностью. Регистрация граждан в квартире продавца не влияет на суть договора купли-продажи и не препятствует переходу права собственности.

 В данной ситуации Фёдору Редько остается лишь разыскивать своего представителя, Зафера Кырыклы. Нотариус, а тем более покупатель тут абсолютно ни при чем.

 Федор Редько не знает, удастся ли правоохранительным органам найти риэлтора Кырыклы и вернуть незаконно присвоенные деньги / Фото А. Огородник.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях