23 сентября 2009 года в Нью-Йорке президент Дмитрий Медведев и китайский лидер Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР на 2009 — 2018 гг.». А сейчас стали известны детали программы и роль, которая отводится в ней нашей республике.
В нее включены все приграничные с Китаем субъекты РФ: Байкальский регион (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край), Дальний Восток (Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский, Приморский и Камчатский края, Еврейская и Чукотская АО), а также северо-восточные провинции Китая (АРВМ, Хэйлунзцян, Цзилинь, Ляонин). Однако в одиннадцати восточных субъектах РФ, превосходящих по территории четыре северо-восточные провинции Китая в 7 — 8 раз, намечается реализовать меньше проектов, чем в этих провинциях. Сама программа представляет из себя перечень инвестиционных проектов, которые будут реализованы по обе стороны границы.
— Программа асимметрична с точки зрения отраслевой структуры и технологического уровня, — считает профессор, д.э.н. Николай Атанов, зам. руководителя рабочей группы Сибирского отделения РАН, занимающейся анализом программы. — На российской стороне инвестиционные проекты представлены в основном по разработке минерально-сырьевых месторождений, лесозаготовке и агропромышленному комплексу. А на китайской — обрабатывающие производства, высокотехнологичные проекты инновационного характера. Например, количество проектов химической промышленности насчитывается около 20 в Китае против одного в России, по машино- и приборостроению — 17 против 3. А Бурятия откровенно плохо позиционируется по сравнению с нашими соседями.
По словам Николая Атанова, механизм реализации программы пока не выработан. Основные барьеры кроятся в законодательной сфере, в отсутствии федеральных законов «О приграничном сотрудничестве РФ», «Об инновационной политике в РФ», «О государственно-частном партнерстве в РФ» и др.
Российской стороне еще на подготовительной стадии следует определиться с проектами стратегического характера, первоочередными проектами и проектами, которые можно реализовать во вторую очередь. Возможно, ряд проектов необходимо будет вынести «за скобки» программы. Николай Атанов считает, что параллельно следует создать консультационные и согласительные комиссии по гармонизации российско-китайских законодательных и нормативных актов, по согласованию множества других вопросов. Важная роль будет отводиться сибирской и дальневосточной науке, которая заключается в научной экспертизе и научном сопровождении программы. Координатором программы с российской стороны является Министерство регионального развития, с китайской — Государственный комитет по делам развития и реформ.
Наибольший эффект от реализации программы сотрудничества с Китаем получат Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Иркутская и Амурская области, имеющие инновационные проекты.
— А в Бурятии до сих пор не ясно, на каком основании приняты те или иные проекты, — говорит ученый. — Например, проект по глубокой переработке древесины будет реализовываться в п. Хоринск, где доступные лесные ресурсы практически исчерпаны. Правильнее было бы разместить их в Еравнинском районе, поближе к сырьевой базе и железнодорожно-транспортной сети. Очень мало состыковок со стратегией СЭР Дальнего Востока и Байкальского региона. В частности, по нашей республике похожие проекты лишь по переработке нефрита и строительство инфраструктуры в ОЭЗ «Байкальская гавань». Вызывает также определенные сомнения целесообразность совместной реализации проекта по розливу воды на Байкале, так как в России практически решена проблема технологий по производству питьевой воды. Все свидетельствует о том, что разработчики проектов слабо состыковались с правительством республики. Жаль, что республика упустила реальный шанс на привлечение китайских инвестиций в куда более значимые проекты.
Забайкальский край | Республика Бурятия |
Проект освоения Березовского железорудного месторождения | Создание совместного предприятия по переработке нефрита |
Проект освоения Нойон-Тологойского месторождения полиметаллических руд | Разработка месторождений глин для производства кирпича в окрестностях г. Улан-Удэ |
Освоение полиметаллических месторождений в юго-восточных районах Забайкальского края и создание Забайкальского горно-металлургического комплекса: • Бугдаинское молибденовое месторождение • Быстринское золото-медное месторождение • Култуминское золото-медное месторождение • Солонеченское сурьменное месторождение • Ново-Широкинское золото-полиметаллическое месторождение | Разработка месторождений цементного сырья в центральных районах Республики Бурятия (Заиграевский, Селенгинский и Прибайкальский районы) |
Освоение месторождений севера Забайкальского края в зоне Байкало-Амурской магистрали (Удоканское медное, Чинейское медное и титано-ванадий-железорудное, Голевское сыныритовое и др.) | Строительство кирпичного завода в с. Красноярово Иволгинского района |
Строительство цементного завода на границе Оловянинского и Могойтуйского районов | Создание лесопромышленного комплекса по глубокой переработке древесины в п. Хоринск |
Создание предприятия по глубокой переработке древесины в п. Забайкальск | Создание производства по выпуску пиломатериалов и комплектующих изделий для деревянного домостроения в п. Таксимо Муйского района |
Строительство лесоперерабатывающего комбината в г. Чите | Совместное строительство завода по производству плит OSB в г. Улан-Удэ |
Создание промышленных зон в пп. Забайкальск и Могойтуй | Строительство жилого микрорайона в г. Улан-Удэ |
| Привлечение китайских инвестиций в строительство объектов туристской инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |