Бизнес
3184

За томскими свиноводами хотят установить жесткий контроль

Депутаты намерены установить жест­кий контроль за реализацией инвестиционного проекта строительства гигантского свинокомплекса в Заиграевском районе

Депутаты намерены установить жест­кий контроль за реализацией инвестиционного проекта строительства гигантского свинокомплекса в Заиграевском районе. В Народном Хурале Бурятии обсуждают проект Закона «О внесении изменений в Закон РБ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности».

 

— Ей сойдет теперь любой,

Хоть горбатый, хоть рябой.

Потому как и рябые

К нам не ломятся гурьбой!

(Леонид Филатов.

«Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»)

 

— Инвесторы к нам в очередь не выстраиваются!

(Александр Чепик, заместитель председателя правительства РБ. «Номер один»,

13 января 2010 года)

 

Как можно привлечь инвестора в Бурятию?

Вразумительного ответа на этот вопрос нам, простым жителям «озерной, таежной, степной», пока никто не может дать. Поэтому придется разбираться самим. Допустим, имеется некий абстрактный инвестор, у которого, во-первых, есть деньги (свободные активы) и, во-вторых, есть огромное желание увеличить их количество путем вложения в какой-либо бизнес-проект на территории Бурятии. Даже упростим ситуацию: этот инвестор закрыл глаза на высокие железнодорожные, энергетические и прочие тарифы, сложное состояние рынка и другие сдерживающие обстоятельства. Какие условия он здесь найдет?

Сначала о законодательной базе в области инвестиций. Открываем бурятский Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и находим там совершенно замечательные меры поддержки. Это и предоставление налоговых кредитов и льгот (по налогу на имущество и налогу на прибыль), и получение государственных гарантий для получения банковского кредита, и передача республиканского имущества в аренду на льготных условиях, и даже (не верим своим глазам) предоставление субсидий за счет средств бюджета!

«Феерично!» — кричит в душе счастливый инвестор и задается следующим, совершенно логичным в этой ситуации вопросом. А что конкретно из этого набора «форм поддержки» я могу получить и в каком объеме? Оставим в покое получение бюджетных субсидий для развития бизнеса, как несбыточную в наших условиях мечту, и поговорим об остальных, более реальных сейчас мерах поддержки инвестора. Но ответа на справедливый вопрос в упомянутом законе нет. И здесь начинаются первые сомнения.

 Нет твердых правил игры

Что касается льгот для инвестора по налогу на имущество организаций и налогу на их прибыль, то закон о господдержке инвестиционной деятельности в Бурятии отсылает нас к другому закону — «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия». Спешим открыть его и видим, что, если со сроками налоговых льгот еще можно разобраться, то с тем, какие ставки этих налогов предлагает Бурятия, не все понятно.

Например, налог на имущество составляет сейчас в Бурятии 2,2 процента от налоговой базы, а льготы по нему инвестору предоставляются в течение пяти лет «в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет». Неясно следующее: снизят ему эту нагрузку на одну десятую процента, на один процент или он может в течение этих пяти лет вообще не платить налог на имущество? В законе указано, что получают эту льготу фирмы, заключившие с правительством Бурятии некое «инвестиционное соглашение». То есть тут как договоришься, а сумма преференций зависит от того, как удастся записать в этом соглашении. Для сравнения: в нескольких регионах России инвесторы полностью освобождаются от выплаты налога на имущество в части сумм, идущих в бюджет региона.

Что же с налогом на прибыль организаций? Из 18 процентов этого налога, которые идут в республиканский бюджет (всего налог на прибыль составляет 20 процентов, 2 процента из которых забирает федеральный центр), инвестор все по тому же «инвестиционному соглашению» с правительством Бурятии будет платить меньше: в первые три года — на 4,5%, на четвертом году — на 4%, на пятом году — на 3,5%, на шестом году — на 2%. И это независимо от периода окупаемости. Если этот период составляет, скажем, 8 или 10 лет, то все остальные годы инвестор будет платить этот налог полностью. К тому же при увеличении налога на прибыль сумма налоговых льгот для него уменьшится. Опять же для сравнения: в Новосибирской области ставка налога на прибыль зафиксирована на одном уровне — 12 процентов на весь период окупаемости проекта.

И совсем странная ситуация в Бурятии с таким видом поддержки инвесторов, как передача в аренду республиканского имущества на льготных условиях. В Законе «О государственной поддержке...» указано, что в первые три года действия инвестиционного соглашения снижение размера арендной платы за землю составляет 90 процентов, в последующие три года — 50 процентов. Вроде бы все ясно. Если бы не другой пункт закона, который предусматривает то, что Бурятия может расщедриться и в определенных случаях (скажем, в «целях защиты окружающей среды», «поддержки малого и среднего бизнеса» или же производства сельскохозяйственной продукции) предоставить землю или другое имущество в льготную аренду, так сказать, «целевым назначением» на более длительный срок. В виде дополнительной государственной преференции. Причем сроки такой целевой аренды в законе не оговариваются. Подразумевается, что эти условия должны закрепляться все в том же «инвестиционном соглашении». Депутат Бато Семенов приводит примеры, когда стоимость аренды на длительный срок земельных участков (арендодатель — Минсельхоз Бурятии) превышает сумму инвестиций, которую «целевые» инвесторы вложили в свой проект.

Таким образом, сегодня ни один из упоминавшихся законов не устанавливает твердые правила игры. Единственным документом, четко фиксирующим, какие преференции получит тот или иной инвестор, является документ под названием «Инвестиционное соглашение», которое бизнесмен заключает с республикой в лице ее президента. И на вполне законном основании инвестор, у которого более «красивые глаза», может потенциально получить в виде преференций такие налоговые и арендные льготы, сумма которых будет равна 100 процентам тех инвестиций, которые он принес в республику. А в отдельных случаях будет их превышать.

 Что имеем сейчас?

Не менее острые вопросы возникают и при выдаче государственных гарантий Бурятии. Напомним, после скандала с «Транссибирской грузовой компанией» правительство Бурятии вообще прекратило на время практику предоставления госгарантий.

Первый же случай после возобновления такой формы «поддержки» инвесторов вновь заставил общественность Бурятии волноваться. В конце января этого года Народный Хурал Буряти утвердил выдачу государственных гарантий на сумму 623 млн. рублей ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский». Всего томские свиноводы претендуют на получение от бюджета Бурятии госгарантий на сумму 2,5 млрд. рублей при общей проектной стоимости строительства будущего гигантского свинокомплекса в селе Усть-Брянь в 3,1 млрд. рублей. Напомним, что сама фирма «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» (дочерняя компания ЗАО «Сибирская аграрная группа» (САГ) не имела на момент получения госгарантий никаких активов, кроме уставного капитала в 10 тысяч рублей. Госгарантии же ею были получены даже не под залог какого-либо имущества, а просто под поручительство своей «материнской» компании САГ, в устойчивом финансовом положении которой сомневались и многие специалисты, и сами депутаты Народного Хурала.

Свиноводы Томска получили госгарантии по действующему пока бурятскому Закону «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», который устанавливает следующую норму. Сегодня бюджет Бурятии может законным образом предоставить госгарантии тому инвестору, который обязуется вложить собственные средства в инвестиционный проект в размере всего лишь 20 процентов от его общей стоимости (в случае с САГом это 600 млн. рублей)! Но и это еще не все. По тому же закону о бюджетном процессе, инвестор, получивший государственные гарантии, сегодня практически не подотчетен Народному Хуралу. Информацию об исполнении всех инвестиционных проектов, использовавших такую форму поддержки, как госгарантии, депутаты рассматривают в рамках отчета о выполнении программы социально-экономического развития Бурятии на три года. Естественно, отчет об исполнении программы предоставления госгарантий в этом случае теряется среди отчетов по другим программам.

Таким образом, сегодня в Бурятии фактически нет ясных правил игры внешних инвесторов. Вместо этого мы имеем ярко выраженное «зашифрованное» законодательство и фактически тайную практику заключения инвестиционных соглашений с ее «высокооткатным потенциалом».

Просишь госгарантии — вложи половину стоимости проекта!

В Новосибирской, Челябинской областях, в Хабаровском крае уже давно ликвидировали такие законы для «своих пацанов». Инвестору, «заходящему» в Новосибирскую область, совсем не нужно поднимать всю законодательную базу этого субъекта Федерации и искать в «зашифрованных» законах-«талмудах» схему своих действий. Для этого ему нужно прочитать всего лишь один небольшой по объему и ясный закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности и особенностях налогообложения инвесторов на территории Новосибирской области».

Опыт коллег из Новосибирского областного Совета депутатов взял на вооружение депутат Народного Хурала Бурятии Бато Семенов.

 — Во-первых, сумма налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам на территории Бурятии, не должна превышать половину тех средств, которые он вкладывает в реализацию инвестиционного проекта. Такие нормы есть в нескольких субъектах Федерации, — предлагает Бато Семенов. — Во-вторых, доля заемных средств, привлекаемых для реализации инвестиционного проекта под гарантии Республики Бурятия, к общему объему инвестиций должна составлять не более 50 процентов. То есть потенциальный инвестор должен вложить собственных средств не 20 процентов, как сейчас, а не меньше пятидесяти. Такова и практика выдачи госгарантий Российской Федерации. И, в-третьих, в отличие от существующего ныне закона о ежегодном отчете по проектам под госгарантии, который происходит вместе с отчетом об исполнении закона о программе СЭР, я предлагаю, чтобы правительство республики отчитывалось по госгарантиям отдельно раз в полгода. Этот пункт поддерживают во всех комитетах Народного Хурала.

На законопроект «Об изменениях в Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» уже поступили замечания Правового управления администрации президента Бурятии, призванные заблокировать закон и оставить все как есть. Юристы Хурала, в свою очередь, констатируют наличие аналогичных федерального и региональных законов и против изменений не возражают. Счетная палата предоставила свои чисто технические замечания.

 — Мы с профильным Комитетом по экономической политике уже проговаривали варианты и в принципе согласны с тем, что пункты, касающиеся налоговых льгот и государственных гарантий, можно внести в другие законы — о налоговом регулировании и о бюджетном процессе. Но пункт об отчете раз в полгода надо вносить именно в Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». На апрельскую сессию, скорее всего, мы этот законопроект не будем выносить, а доработаем и затем представим на обсуждение на одной из последующих сессий Народного Хурала, — сообщил депутат Бато Семенов своим коллегам.

Спор не окончен

Эта законодательная инициатива грозит вновь взорвать успокоившуюся было после январской победы САГа и Наговицына в Хурале ситуацию. Если депутаты согласятся с Бато Семеновым и решат все же сделать правила игры в области инвестиционной деятельности более открытыми и понятными, то томичам, вполне возможно, на будущий год госгарантий не видать. Поскольку сумма собственных средств, которые САГовцы намерены вложить в проект своего свинокомплекса, составляет всего 600 млн. рублей. Соответственно, сумма проекта свинофермы может уменьшиться с 3,1 млрд. рублей до 1,2 млрд. рублей. Оставшуюся половину средств на проект в виде кредита в «Россельхозбанке» в сумме 623 млн. рублей под государственные гарантии Бурятии они уже получили. К тому же уже этим летом получателям госгарантий, возможно, нужно будет представить первый отчет по проекту. Все это ставит под удар не только сам «бурятский проект» САГа, но и все планы свиноводов по выходу из сложного финансового положения. Очередную схватку, в которой уязвленные своим январским унижением депутаты надеются взять реванш, скорее всего, можно ожидать уже в мае. На очередной сессии Народного Хурала.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях