У Дашимы Соктоевой, солистки этногруппы «Урагша», сценический образ истинной бурятской девушки — миниатюрной, с милой улыбкой и традиционным воспитанием. А как иначе, ведь она родом из Шэнэхэна — последнего оплота старозаветного бурятского духа во Внутренней Монголии Китая! Однако в жизни Дашима ломает стереотипы идеальной восточной девушки. Она совсем-совсем не такая...
— Дашима, сколько лет ты уже в «Урагша»?
— Пою с 2005 года, со дня второго пришествия группы, и сейчас работаю в Бурятской государственной филармонии. А перед этим окончила театральное отделение ВСГАКИ.
— На твой взгляд, существует ли такое явление, как «шэнэхэнизация» бурятской песни? Бадма-Ханда, Намсалма и Дондок в театре «Байкал», недавние гастроли Сэсэгмы, сейчас появилась еще одна интересная молодая певица Саганэ Димид.
— Нет, не думаю. Просто есть мощная струя из Внутренней Монголии. Там с детства слышишь и впитываешь бурятские народные песни. Когда пою новую песню, мне кажется, что внутри ее знала всегда, с колыбели. В Шэнэхэне практически все поют, хотя моя мама не поет.
— А чем тебе интересен проект «Урагша»?
— В первую очередь тем, что старинные песни мы поем на современный лад, под электроинструменты. Получается новое звучание, более соответствующее духу времени. Мне кажется, только морин-хура, лимбы, иочина уже недостаточно.
— А как тебе опыт тувинской группы «Аржан» из ВСГАКИ? Только традиционные инструменты, но какое аутентичное звучание!
— У них основа — это все-таки горловое пение. Но мне очень нравится эта группа.
— Дашима, из каких районов этнической Бурятии у вас песни?
— От Иркутской области до Шэнэхэна и от Курумкана до Монголии.
— Каковы предварительные итоги твоей деятельности в группе?
— У нас вышел один диск с группой, участие в фестивалях, клипы, концерты. 26 марта в Художественном музее на выставке Зорикто Доржиева мы первый раз представили новую программу, составленную из народных песен.
— О-о-о, это был неожиданный формат! Казалось, картины Зорика оживали под ваши ритмы. А где, кстати, снимали клип песни «Хазарэ»? Вы там с Саяном здорово скачете на конях.
— В Хурамше! А как же, с детства на коне ездила. Могу даже в скачках участвовать!
— Саяна Цыдыповича во всем слушаешься?
— Нет. Могу поспорить. Он даже иногда говорит: «Какая ты вредная!» (смеется).
— Дашима, считается, что шэнэхэнские девушки правильно воспитаны, почтительно относятся к старшим и мужчинам. Скажи, суп или чай кому первому наливаешь?
— Если дома, то дедушке. А в коллективе каждый сам себе наливает. Наоборот, парни наливают нам. На гастролях я была одна девушка, но парни всегда мне помогали.
— Ну а в дверях кого вперед пропускаешь?
— (смеется) Если вперед начну пропускать одногруппника, это будет смешно.
— Надо же! А вот Бадма-Ханда в одном интервью рассказывала, что у нее с продюсером Ханхалаевым были даже проблемы по этому поводу. Воспитанные бурятские женщины должны идти хотя бы на шаг позади мужчины, и, когда он открывал двери перед ней, она впадала в ступор. Константин Казакович ругался: «Ты что встала?». Он-то привык по-европейски пропускать вперед даму. И теперь Бадма-Ханда идет вперед!
— (смеется) Саяна Цыдыповича, как руководителя и педагога, я могу пропустить вперед. Но он всегда вперед меня пропускает!
— Какие блюда готовишь?
— Бурятские, могу китайские, например губаджоу, и другие разные блюда.
— Когда замуж?
— Не скоро! Еще рано.
— Кто у тебя жених?
— (смеется) В следующий раз скажу.
— Какую музыку слушаешь?
— В последнее время слушаю китайскую музыку.
— Говорят, в Китае Витаса любят за то, что он берет очень высокие ноты, а это близко к интонационному китайскому языку.
— Так и есть. Действительно, пекинская опера поется на очень высоких нотах. А мои сестренки и братишки в Китае поют песни Витаса на русском языке. Раньше, да и сейчас весь Китай пел «Катюшу» и «Подмосковные вечера», а сейчас песни Витаса поют. Моя бабушка до сих пор «Катюшу» на монгольском языке поет.
— Когда мы тебя увидим на сцене в следующий раз?
— 15 апреля в филармонии будет проект «Урагша» собирает друзей». С нами будут Чингис Раднаев, Валико Гаспарян, женское трио «Лаккитон», Бурятский цирк, Цыдып Аюшеев, группа «Аржан» и др.
— Сюрпризы будут?
— Будут! Например, неожиданный дуэт — я и Чингис Раднаев!
Досуг
4438
Нестереотипная девушка
У Дашимы Соктоевой, солистки этногруппы «Урагша», сценический образ истинной бурятской девушки — миниатюрной, с милой улыбкой и традиционным воспитанием