Досуг
3346

Эрдэни Жалцанов получил "Золотую маску" в номинации "работа режиссера театра кукол"

16 апреля в Москве прошла торжественная церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска-2010"

16 апреля в Москве прошла торжественная церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска-2010"

В номинации "Куклы/лучшая работа режиссера" премию получил Эрдэни Жалцанов за работу над спектаклем "Под вечным светом Кумалана".

- Нас любят в Москве, - признал Эрдэни Жалцанов, напоминая, что в этом году театр кукол «Ульгэр» уже в третий раз претендовал на главный трофей театральной России.

На счету улан-удэнских кукольников уже две «Маски»: в 2006-м за «Поющую стрелу» и в 2008-м за «Небесный аргамак».

СПРАВКА

Эрдэни Жалцанов окончил ЛГИТМиК в 1988 и был принят в труппу Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева. Роли: Хозяин театра – «Король-Олень» К. Гоцци, Улисс – «Эрендира» по Г. Маркесу, Старик Даржа – «Серебряный нож» Д. Доржиева, Бонгир – «Плач кукушки» А. Кима, Жених – «Кровавая свадьба» Г. Лорки, Эржэн Шуумар – «Гэсэр» Н. Дамдинов. В 1988 году по его первой пьесе была осуществлена постановка спектакля «Сказка с грибной начинкой». Участвовал в создании сибирского регионального театра «Белый Олень». В 1997-1999 актер театра «Ла Мама» в Нью-Йорке. В совместном бурятско-американском проекте «Яра Артс групп» играл в спектаклях «Виртуальные души», «Полет белой птицы». В 1997-2000 учился в аспирантуре СПГАТИ, преподавал актерское мастерство в бурятской студии кафедры актеров театра кукол. С 2000 года главный режиссер Бурятского театра кукол «Ульгэр». Автор пьес и инсценировок многих своих спектаклей. Постановки: «Дочь Байкала – Ангара», «Песнь ветров», «Легенда звезд», «Серебряные копытца Турья», «В гостях у Белого Старца», «Невероятные приключения игрушек в новогоднюю ночь», «Поющая стрела», «Птица-лебедь», «Петрушка и друг его Пушкин», «День рождения Лысого Льва», «Новые приключения Чиполлино», «Черная Курица», «Карлик Нос».

Фото Натальи Улановой



СПЕКТАКЛЬ ПОКАЗАЛИ В МОСКВЕ 12 АПРЕЛЯ

Сделанный из рогов и рогатин, из шкур и жердин, спектакль улан-удэнского кукольного театра «Ульгэр» сумел произвести впечатление на московскую публику. Оказавшись в пространстве эвенкийской сказки, зрители едва ли до конца поняли, что значит «кумалан», однако, чем хорош «амака», осознали вполне.

12 апреля в театральном центре «На Страстном» смеялись дружно, хлопали с удовольствием, а объяснения простым эмоциям подыскивали сложные, сообщает Минкульт Бурятии.

Если  это был чум, а не театр, то было бы, конечно, еще лучше. Но и без чума получилось неплохо. Как говорится среди эвенков, «пасибо анинандус». «Очень аутентично», - было слышно в театральном центре «На Страстном» после спектакля улан-удэнского кукольного театра «Ульгэр».

Московская публика была более чем доброжелательна, а некоторые – в особенности дети – охотно смеялись истории о поселении эвенков «Под вечным светом Кумалана», о борьбе их со злым духом, о дружбе с животными.



Заявленный в конкурсной программе «Золотой маски» как этнографический, спектакль театра «Ульгэр», похоже, не обманул ничьих ожиданий: выстроенный на рогах и рогатинах, завешанный шкурами, темп он предлагал замедленный, упрощая задачу маленьким зрителям, а искушенным взрослым временами напоминая о камлании, а заодно и о существовании символического театра, в котором три жердины могут превращаться то в лодку, то в чум, то в гнездо. Все было к месту, всего – по минимуму. Куклы, напоминающие о сувенирной лавке в Улан-Удэ, проживали свою простую оленеводческую жизнь под присмотром людей, которых можно было принять и за духов, то добрых, а то и злых….

В основу спектакля положены эвенкийские предания, и фразы звучали эвенкийские, но в переводе действо не нуждалось: слов минимум, их даже легко заучить. «Харги» - значит «злой», «амака» - «медведь». Кстати, исполнение «медвежьей» репризы Дымбрылом Улзутуевым, уморительно раскоряченным, пыхтящим под своей мохнатой шкурой, вызвало в зале даже аплодисменты.

 

РЕЖИССЕР ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН

- Я доволен работой актеров, - сообщил после спектакля режиссер Эрдэни Жалцанов. - Я собой не очень доволен. Не все сделано так, как я хотел. Пределов совершенству, конечно, нет. Между тем, именно шероховатость, «самодельность» действа, в общем-то и составляют его главное очарование: едва ли стоит ожидать виртуозной легкости, идеальной пригнанности всех деталей от рассказчика, мастерящего незамысловатую сказку из подручного материала.

Коврик-кумалан, не покидавший сцену весь спектакль, смысл свой выдавал несколько трудней. На сайте «Золотой маски» поясняется, что он, «часто сшитый из оленьих шкур в форме солнца, может содержать шаманское знание о верхнем и нижнем мирах». Впрочем, эти тонкости едва ли важны в детском спектакле, который легко прочитывается и как символическое противостояние добра и зла.

Как пояснил Эрдэни Жалцанов, «Кумалан» продолжает его цикл, посвященный народам Сибири. За сказкой эвенкийской последует история в честь дальневосточных народностей, затем наступит черед сибирских казаков, а далее в планах спектакли по русским былинам, еврейскому фольклору и армянским сказкам. «Армяне тоже живут в Сибири», - пояснил режиссер, ожидая, вероятно, удивления.

 

КРИТИКАМ ПОНРАВИЛОСЬ

- Симпатичный спектакль, добрый, - рассказала minkultrb.ru после московской премьеры Лиза Биргер, обозреватель еженедельника «Коммерсант Weekly», - Только ему нужно было небольшое пространство. Изящно выгнутый, просторный центр «На Страстном», конечно, на порядок больше «Ульгэра» на улице Ленина в Улан-Удэ, однако, и на московской сцене атмосфера камерного, частного рассказа никуда не девалась.

 - Оч-чень хороший спектакль, - восторгалась Елена Демидова, театральная художница из Улан-Удэ, работающая ныне в столице. - Как они работают с символикой!.

"Информ Полис": «Ульгэр» покажет спектакль в рамках "Золотой маски"

Театры из Бурятии вновь стали номинантами на «Маску»

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях