ТГК-14 и другие энергоснабжающие компании готовятся к защите предлагаемых ими тарифов на 2011 год. Сегодня руководитель Республиканской службы по тарифам Оксана Чебунина заявила о том, что правительство Бурятии решило поделить бремя ответственности за установление тарифов с муниципалитетами.
До 1 мая все ресурсоснабжающие организации должны успеть представить в Республиканскую службу по тарифам (РСТ) свои расчеты будущих тарифов на 2011 год. А уже в июне-июле ТГК-14 и мэрия Улан-Удэ должны согласовать между собой так называемый «полезный отпуск» тепла с улан-удэнских ТЭЦ и котельных ТГК-14, исчисляемый в тысячах гигакалорий. Почему же эта новость столь важна для всех городских обывателей?
Как высчитывают тариф
Ответ прост. Натуральный показатель общего объема предлагаемых всем нам, горожанам, услуг по снабжению теплом со стороны всеми «любимой» фирмы ОАО «ТГК-14», именуемый корявым чиновничьим термином «полезный отпуск» (ПО) тепловой энергии, это одна из двух главных составляющих тарифа. Наряду с затратами, которые «специалисты» зашифровали другим, не менее корявым термином - «необходимая валовая выручка» (НВВ). Напомним, для того, чтобы получить сумму тарифа на тепловую энергию для потребителей нужно эти самые затраты, исчисляемые в рублях (НВВ), разделить на объем услуг (ПО).
Например, тариф на тепло для улан-удэнцев на 2009 год получился следующим образом: 2 160 878 000 рублей затрат Улан-Удэнских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и котельных Улан-Удэнского энергетического комплекса (УУЭК) разделили на 2 410 474 гигакалории «полезного отпуска» с них. Получился тариф в 896 рублей 45 копеек (без НДС) за одну гигакалорию. В этом году при тарифе в 1028 рублей 18 копеек за одну гигакалорию (без НДС) показатели составляющих тарифа были уже немного другие. Но в принципе, во всей эпопее утверждения тарифа именно вокруг этих двух цифр (ПО и НВВ) и ведется главный спор (если ведется) между поставщиком услуг, ТГК-14, и Республиканской службой по тарифам, призванной умерить аппетиты компании-монополиста.
Понятно, что ТГК-14 заинтересована в том, чтобы показатель затрат (НВВ) был выше, а показатель «полезного отпуска» (ПО) был ниже. РСТ же, которая представляет интересы государства, по идее, должна учитывать и противоположные «тэгэкашникам»интересы населения Улан-Удэ. То есть, горожанам интереснее жить, когда затраты энергетиков ниже, а «полезный отпуск» выше.
Поневоле ответственный мэр
До сегодняшнего дня и тот, и другой показатели устанавливала своей коллективной волей Республиканская служба по тарифам. В этом году к делу решили привязать «безответственную» в этом смысле мэрию Улан-Удэ.
- Уважаемые главы, я прошу вас объективно, серьезно подойти именно к формированию полезного отпуска тепловой энергии, - обратилась к муниципалам на прошедшем 20 апреля в правительстве Бурятии совещании-видеоконференции руководитель РСТ Оксана Чебунина. - На уровне президента Бурятии принято решение, что полезный отпуск, или натуральный показатель объема оказанных услуг, до предоставления в Республиканскую службу по тарифам должен пройти согласование с главой муниципального образования. Эта часть тарифа должна проходить через вас. Это тот объем услуг, который вы заказываете теплоснабжающим организациям для обеспечения населения и предприятий тепловой энергией.
Таким образом, над головой мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева повис «дамоклов меч» ответственности за то, насколько полно горожане будут оплачивать потери ТГК-14. Дело в том, что существуют два показателя «полезного отпуска» тепла с предприятий ТГК-14. Первый показатель, - объем всего тепла, производимого на обеих ТЭЦ и тридцати пяти котельных, - используется для определения условного «тарифа на производство». Считается, что по этому первому показателю рассчитывают объем затрат предприятий ТГК-14. Он, как правило, значительно выше второго показателя «полезного отпуска», по которому рассчитывают «тариф для потребителей».
Скажем, в 2009 году эти показатели «полезного отпуска» отличались друг от друга на 481 тысячу гигакалорий (2891,389 тыс. Гкал - 2410,474 тыс. Гкал). Таким образом, горожане заплатили ТГК-14 за ее потери 431 миллион рублей, уже заранее заложенный в тарифе.
Насколько у мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева и его специалистов хватит твердости и квалификации отстаивать интересы горожан покажет время. Правительство Бурятии и Респубиканская службы по тарифам, курируемая зампредом Александром Чепиком, в этом году будут больше озабочены утверждением суммы затрат ТГК-14, которую энергетики традиционно показывают выше, чем она может быть на самом деле.
РСТ поумнела?
Руководитель РСТ Оксана Чебунина на совещании с главами районов высказала сомнения пока только по поводу графы «прочие расходы», которая, по ее словам, будет сильно сокращаться. Впрочем, для такой крупной компании как ТГК-14 «прочие расходы» (включая спецпитание, медосмотр, телефон, Интернет, спецлитература, охрана, пожарная охрана, представительские расходы, подписка на газеты и журналы и другое) составляют всего порядка 15-20 миллионов рублей.
Правда, Оксана Чебунина высказывала намерение ее службы изменить в этом году практику установления затрат энергетиков на уголь. Все последие годы эти затраты определялись не по конкретным договорам на покупку угля, а фактически «на глаз», по «действующим» на тот период ценам с применением дефлятора. Естестенно, учитывался самый дорогой уголь в больших в максимально возможных объемах. В реальности же, все могло быть в точности до наоборот. Руководитель РСТ Бурятии заявила о решимости заставить ТГК-14 уже в мае предоставить ее экспертам договоры на покупку угля.
На фото: вице-премьер правительства Бурятии Александр Чепик и глава РТС Оксана Чебунина
Общество
2819
Тарифы: горячая весна и лето
ТГК-14 и другие энергоснабжающие компании готовятся к защите предлагаемых ими тарифов на 2011 год