<!-- /* Font Definitions */ @font-face {"PF Agora Sans Pro"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-alt:"Times New Roman";} @font-face {"PF Din Text Comp Pro"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-alt:"Times New Roman";} @font-face {"PF Din Text Comp Pro Medium"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-alt:"Times New Roman";} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; font-size:12.0pt;"Times New Roman"; mso-fareast-"Times New Roman";} p.-1, li.-1, div.-1 { margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-autospace:none; font-size:80.0pt;"PF Din Text Comp Pro"; mso-fareast-"Times New Roman"; mso-bidi-"Times New Roman"; color:black;} p.-, li.-, div.- { margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:13.55pt; line-height:10.0pt; text-autospace:none; font-size:9.0pt;"PF Agora Sans Pro"; mso-fareast-"Times New Roman"; mso-bidi-"Times New Roman"; color:black;} p.-4, li.-4, div.-4 { margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:4.0pt; margin-left:0cm; text-autospace:none; font-size:20.0pt;"PF Din Text Comp Pro Medium"; mso-fareast-"Times New Roman"; mso-bidi-"Times New Roman"; color:black;} p.-2, li.-2, div.-2 { margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; line-height:10.0pt; text-autospace:none; font-size:9.0pt;"PF Agora Sans Pro"; mso-fareast-"Times New Roman"; mso-bidi-"Times New Roman"; color:black;} p.-3, li.-3, div.-3 { margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; text-indent:13.55pt; line-height:10.0pt; text-autospace:none; font-size:9.0pt;"PF Agora Sans Pro"; mso-fareast-"Times New Roman"; mso-bidi-"Times New Roman"; color:black;} /* Page Definitions */ @page {} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:36.0pt 36.0pt 36.0pt 36.0pt;} div.Section1 {page:Section1;} -->
«Айдаева можно любить, Айдаева можно не любить, но не уважать его нельзя», — сказал Матвей Гершевич. Геннадий Айдаев на самом деле противоречивая фигура. С 1998 года он стоит у руля Улан-Удэ, а недавно отметил 60-летний юбилей и объявил, что дорабатывает последний срок на посту мэра. Между тем на повестку дня вопрос об его уходе встал сразу после ухода Леонида Потапова. Связка «ведущий — ведомый» была разорвана и так же, как в случае с первым президентом республики, в СМИ стартовал долгоиграющий сериал «Когда уйдет Айдаев?».
Но пора бы привыкнуть: в России так просто никто не уходит. Это традиция, свежее подтверждение которой правящий тандем Путин — Медведев. Так почему должен уйти Айдаев? В конце 90-х постсоветская элита только формировалась и было больше возможностей для рокировок. Однако затем смена власти в республике смогла произойти только вследствие внешнего вмешательства (Кремль назначил Наговицына). В городе также не просматривается реальная сила, способная забрать мандат у действующей власти. Мощная фигура Геннадия Айдаева консолидирует городские бизнес-структуры и шлейф лояльных политиков. Они дадут отпор любому внешнему вторжению, как это случилось в 2007 году. Тогда новосибирский магнат Эдуард Таран, глава бизнес-группы РАТМ, бросил громадные средства на финансирование избирательной кампании кандидата на пост мэра Улан-Удэ Александра Толстоухова. Но Евгений Голод («Мостоотряд №34»), Вадим Бредний (группа «Титан»), Геннадий Доржиев (компания «СМИТ»), другие бизнесмены и политики сплотились вокруг действующего мэра.
В кампании 2007 года Айдаеву и его команде пришлось отбивать атаки с трех сторон. Основной удар пришелся от новосибирцев, а с тыла ставили палки в колеса московские пиарщики, рулившие кампанией «ЕР» в республике, и группировка Коренева — Скосырской. Но вполне ожидаемая поддержка президента Наговицына и неожиданная со стороны генсовета «ЕР», а главное, избирателей, сделавших выбор в пользу действующего градоначальника, перевесили чашу весов.
Объективно, так же как и Леонид Потапов в свое время, Геннадий Айдаев является сильнейшим в «стае». Он не допустил стратегической ошибки, допущенной в свое время его предшественником Валерием Шаповаловым. Его амбиции не распространялись выше мэрских полномочий, и он прекрасно сработался с Потаповым и ладит ныне с Наговицыным, обеспечивая стабильность и порядок в столице региона. Другой плюс — это его команда, которую он периодически тасует. Его чиновничий аппарат так же, как и аффилированный с ним бизнес, отражает всю палитру населения города — в национальном, половом и возрастном измерениях. Главные критерии отбора — это деловые качества и личная преданность, а не 5-я графа.
Столица Бурятии — часть России, и все наиболее общие проблемы характерны и для нее. Цены на жилье, парковка и пробки, коррупция, дорожное строительство и тарифы... Здесь Улан-Удэ не выбивается из общего ряда сибирских городов: Омск, Красноярск, Новосибирск, Иркутск. Но сказать, что все это раскручено до каких-то особых размеров, нельзя.
Смена власти может произойти вследствие форс-мажорных обстоятельств, в частности действий правоохранительных органов. На юбилее мэра в ресторане «Гэсэр» произошло любопытное событие. Айдаева поздравил Никита Никитин, бывший начальник УФСБ по РБ, ныне заместитель руководителя таможенной службы РФ. Все два года службы в Бурятии он был максимально закрытой фигурой — и тем неожиданней был сюрприз. Особенно поразила присутствующих сердечность в проявлении дружеских чувств к юбиляру бывшего начальника УФСБ. Некоторые наблюдатели истолковали это как поцелуй известного библейского персонажа. Впрочем, это солидная служба, представитель которой без обоснованных на то причин вряд ли появился бы на публике…
Другой вероятный форс-мажор — это раскол внутри правящего сообщества. Но сейчас горсовет и администрация готовят изменения в Уставе города. Результат предсказуем — с Айдаевым или без Айдаева, но сформированная им элита сохранит свои позиции в городе. И, похоже, это безальтернативный вариант — другой элиты просто нет.
Общество
4180
Послесловие к юбилею Геннадия Айдаева
"Айдаева можно любить, Айдаева можно не любить, но не уважать его нельзя", — сказал Матвей Гершевич<br>
<br>
Авторская колонка Александра Махачкеева