Политика
4850

Не соврал ли РАЛИК?

Последствия «операции «Бухлер» - скандала с агролизингом - возможно грозят Бурятии потерей огромных денег

Скандал вокруг финансовой сделки, связанной с частной компанией ОАО «Республиканская аграрная лизинговая компания» (РАЛИК), на минувшей неделе достиг своего пика. Последствия «операции «Бухлер» возможно грозят Бурятии потерей огромных денег



Возник новый поворот в «бухлерном» деле. «Информ Полису» стало известно о том, что все трое его фигурантов, зампред Александр Чепик, министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов и генеральный директор ОАО «РАЛИК» Александр Перевалов, всерьез озабочены тем, как замять скандал, связанный с уклонением от уплаты налогов в федеральный бюджет со стороны их совместного детища, частной компании «РАЛИК».

Напомним, что в 2009 году РАЛИК получила государственную субсидию в сумме 805 млн. 650 тысяч рублей для реализации трех региональных экономически значимых программ в области сельского хозяйства. Деньги были получены этой фирмой как безвозмездная помощь от бюджетов России и Бурятии. Если быть абсолютно точным, то из федерального бюджета фирма Перевалова получила 672 млн. 398 тысяч 630 рублей, из бюджета Бурятии – 133 млн. 251 тысячу 910 рублей. Возвращать эти средства фирма не обязана, плюс к этому в течение десяти лет РАЛИК надеялась получить от 3  до 4,5 процента прибыли за услуги лизинга. А это еще приблизительно 30 млн. рублей каждый год. Жизнь удалась?

Нулевая прибыль?

 Однако сегодня выясняется, что при сдаче годовой отчетности в налоговую инспекцию ОАО «РАЛИК» предоставило декларацию с нулевыми данными по налогу на прибыль. В представленном фирмой балансе сумма субсидии была скромно отнесена к статье «Прочие краткосрочные обязательства». На самом же деле в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 251) полученная лизинговой компанией субсидия подлежит налогообложению. В данном случае налог на прибыль компании должен составить более 160 млн. рублей, или 20 процентов от суммы субсидии.

О скандале с неуплатой РАЛИКом налогов широкой общественности впервые стало известно 29 апреля 2010 года на 15-й сессии Народного Хурала, где депутаты пытали зампреда Чепика о деталях операции «Бухлер», а затем признали его деятельность «неэффективной». В рамках «правительственного часа», отвечая на вопрос депутата Цырен-Даши Доржиева о налогах, Александр Чепик почему-то назвал полученные РАЛИКом субсидии «авансами» и отрицал получение фирмой прибыли. Тем не менее он сообщил о том, что ОАО «РАЛИК» намерено искать банк, который решится предоставить ей свой кредит для того, чтобы фирма смогла заплатить свой налог на прибыль.

- Вопрос о налоге на прибыль сейчас находится в стадии рассмотрения, и решения по нему еще нет. Наши последние консультации с налоговой инспекцией говорят о том, что это же были авансы! А прибыль мы будем получать только тогда, когда будем деньги списывать. А деньги мы будем списывать только на ту сумму, на ту услугу, которую мы получаем. То есть прибыли у РАЛИКа никакой не будет! – объяснялся с депутатами заместитель председателя правительства Бурятии Александр Чепик, отождествляя себя с руководством частной фирмы. – Хороший вопрос у вас. Мы сейчас консультации проводим. В том случае, если мы финансирования не найдем, будем финансироваться за счет кредитных ресурсов. В РАЛИК.

У депутатов на эту ситуацию взгляд несколько иной.

- Субсидии – это, получается, прибыль компании. А от любой прибыли, которую получила компания, она обязана заплатить налог на прибыль в сумме 20 процентов от полученной суммы субсидий. В данном случае они получили субсидию в прошлом году и до конца марта должны заплатить 161 млн. рублей налогов, - сообщил «Информ Полису» председатель Комитета по аграрной политике Народного Хурала и лидер бурятских «единороссов» Владимир Павлов.

Эпистолярный жанр

Такое же мнение у самого руководителя РАЛИКа Александра Перевалова. Как выяснилось, он провел собственный анализ финансовой ситуации в собственной фирме и изложил свои выводы в письме своему шефу, председателю совета директоров компании-учредителю и министру сельского хозяйства Бурятии Александру Манзанову. На основании изучения документов Минфина России (положение о бухгалтерском учете «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000) и Налогового кодекса России Александр Перевалов пришел к следующим выводам.

- Анализ представленных документов показывает, что полученная субсидия не относится ни к одному из видов целевого финансирования, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (положение Налогового кодекса России, где указаны не подлежащие налогообложению виды господдержки, - гранты, имущество, полученное в рамках целевого финансирования, средства, выделяемые ТСЖ, жилищным кооперативам на долевое финансирование капремонта многоквартирных домов, средства различных российских фондов и т.д. - С.Б.), - пишет директор ОАО «РАЛИК» Александр Перевалов Александру Манзанову. – Таким образом, суммы полученной субсидии подлежат налогообложению налогом на прибыль, и перед ОАО «РАЛИК» возникает обязательство по уплате налога за IV квартал 2009 года в сумме 161130108 рублей. Срок уплаты задолженности – 28 марта 2010 года. На сегодняшний день организация не имеет денежных средств в таком объеме.

Совершенно справедливо предусмотрел Александр Перевалов и последствия этой неудачной попытки РАЛИКа уйти от налогов и просит Манзанова «оказать содействие при работе с налоговой инспекцией».

- В случае проведения налоговой проверки и обнаружения факта неуплаты, согласно Налоговому кодексу, организации будут предъявлены: штраф в размере 20 процентов от суммы задолженности (32 млн. 226 тысяч рублей. – С.Б.), пеня (процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации – п. 4 ст.75 НК РФ, на сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 8,25 процента) за каждый день просрочки (14 млн. 179 тысяч рублей – пеня за 64 дня, т.е. до конца мая. - С.Б.), - продолжает Александр Перевалов.

Таким образом, общая задолженность перед бюджетом России у ОАО «РАЛИК» может составить 207,5 млн. рублей. Где же компания, созданная лишь в сентябре 2009 года и не имеющая сегодня средств (все деньги вложены в дорогостоящую импортную технику, которую предстоит передать в лизинг хозяйствам), сможет взять деньги, чтобы рассчитаться перед бюджетом России? Напомним, что на сегодняшний день РАЛИК успела израсходовать на технику 514 млн. 355 тысяч рублей из 805,650 млн. полученной ей господдержки, 154 млн. рублей «команду Чепика» прокуратура заставила вернуть в бюджеты России и Бурятии, судьба остальных 137 млн. рублей на сегодня не известна. Но Александр Перевалов, повторюсь, сообщает министру Манзанову, что у РАЛИКа «денег нет».

Куда ни кинь…

Зампред Чепик, по-видимому, надеется на то, что правительство Бурятии сможет договориться с Россельхозбанком или каким-либо другим банком о том, чтобы они дали РАЛИКу кредит. Не исключено, что в скором будущем все мы окажемся зрителями рискованного аттракциона с обсуждением на Хурале необходимости выделения ОАО «РАЛИК» госгарантий на получение банковского кредита этой частной фирме. Однако нет никакой надежды на то, что, во-первых, Народный Хурал даст согласие на выдачу госгарантий РАЛИКу, во-вторых, найдутся банки, которые предоставят кредит для столь сомнительной цели.

Есть и другой вариант. Теперь РАЛИКу придется продавать чуть ли не половину купленной ими техники для того, чтобы на вырученные деньги заплатить налоги, штраф и пени. Однако покупателей на нее будет найти довольно сложно, поскольку техника изначально была приобретена по ценам, завышенным на 25 - 30 процентов. Если даже кому-то ее удастся «впарить» и таким образом рассчитаться с долгами по налогам, то как же объяснять президенту и народу Бурятии столь «эффективный» способ использования бюджетных денег?

Третий способ выхода из положения не менее, если не более скандальный. Если техника уже распределена хозяйствам, то теперь РАЛИКу придется в суде доказывать то, что ее необходимо у сельхозпроизводителей отобрать.

- Когда мы выдаем технику «линейкой» (комплекс оборудования, предназначенный для определенного вида работ. - С.Б.), есть риск, что не все из этих хозяйств смогут полноценно рассчитываться за эту технику, - рассказал «Информ Полису» министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов. – Поэтому в дальнейшем возможен такой вариант. Если у нас не отдельные единицы и целая линейка техники, то, когда кто-то не рассчитывается, эта техника у него изымается и путем вторичного лизинга передается так же «линейкой» другому хозяйству, которое к тому времени «созреет».

Однако в этом случае нет никакой гарантии, что суд можно будет убедить в законности такой операции. Во-вторых, процесс изъятия техники у хозяйств с помощью судебных приставов займет много времени. За эти месяцы сумма пени значительно возрастет.

«Закат солнца»

И, наконец, у ОАО «РАЛИК» (в переводе с одного из языков народов Микронезии «ралик» - «закат солнца») сегодня есть еще один способ выхода из этой ситуации. Как стало известно, в этом году эта лизинговая компания выиграла конкурс Республиканского агентства по госзакупкам и стала единым поставщиком продуктов питания для социальных учреждений республики – детских садов, школ, больниц, детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Если раньше социальные ведомства Бурятии - Министерства образования, культуры и социальной защиты - самостоятельно проводили конкурсы и напрямую выходили на поставщиков продовольствия, то в этом году впервые между снабжающими организациями и получателями продуктов питания будет стоять главный посредник – лизинговая компания ОАО «РАЛИК». По мнению Александра Чепика, провести один конкурс на единого поставщика гораздо «эффективнее», чем если бы было проведено несколько конкурсов с разными поставщиками.

Сумма госзакупок на этот год равна 240 млн. рублей. Но поскольку РАЛИК приступит к своей новой функциональной обязанности только со второго квартала, то на его счет должно поступить уже не 240 млн., а «всего лишь» 180 млн. рублей. Это единственные деньги, которые на сегодняшний день имеются в распоряжении у фирмы

В истории Бурятии были громкие скандалы с «золотым кредитом», «полувагонами Елгина», когда средства бюджета Бурятии исчезали неизвестно куда. Сейчас эти средства все-таки ищут и пытаются вернуть. Но такого, чтобы бюджетные деньги Бурятии в количестве сотен миллионов рублей безвозвратно уходили в Москву, в бюджет России, в виде налогов частной фирмы и их нельзя было вернуть даже чисто теоретически, еще не было! Такая ситуация вполне может сложиться, если деньги бюджета Бурятии на продукты питания для детских учреждений и больниц будут перечислены на счета скандальной фирмы.

Говорит бывший заместитель министра сельского хозяйства Бурятии Николай Доржиев:

- Получается, что лизинговая компания должна будет поставлять социальным учреждениям хлеб, молоко, сметану, другие продукты, а те наши сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, которые раньше участвовали в тендерах, теперь должны будут уступить РАЛИК, - говорит Николай Доржиев. – И все бы ничего, но если РАЛИК «попадает» на налоги, арестовывается его счет и деньги на продукты уходят в Москву в счет погашения налогов, то все объекты социальной сферы останутся без продуктов питания!

Комментарий Минсельхоза Бурятии

Информация по уплате налогов ОАО «РАЛИК»

Согласно Порядкам предоставления субсидий по реализации региональных экономически-значимых программ на 2009 – 2012 гг. Минсельхозпродом Республики Бурятия был проведен конкурс, в результате которого победителем среди организаций, обслуживающих агропромышленный комплекс республики было признано ОАО «РАЛИК». На основании соглашения между Минсельхозпродом Республики Бурятия и получателем была предусмотрена возможность предоставления аванса по субсидиям на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования.

Субсидии по результатам конкурса поступили на расчетный счет ОАО «РАЛИК» в конце 2009 года (17.12.09 г. – 420 млн. руб. и 25.12.09 г. – 385,65 млн. руб., всего – 805,65 млн. руб.), поскольку, в соответствии с законодательством, подлежали освоению только в 2009 г. В противном случае указанные денежные средства подлежали бы возврату в федеральный бюджет, и экономика Бурятии не дополучила бы эти средства. Вся полученная сумма имела строго целевой характер ее использования, то есть только на закупку техники, необходимой сельскому хозяйству республики.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 251 Налогового Кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении. Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 установлены виды целевого финансирования, не облагаемые налогом на прибыль. Полученная ОАО «РАЛИК» субсидия не относится ни к одному из видов целевого финансирования, перечисленных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, соответственно подлежит отнесению в качестве налогооблагаемой прибыли, с соответствующим начислением налога на прибыль.

В случае если бы полученные в 2009 году денежные средства были направлены на уплату налога на прибыль, возник бы факт нецелевого использования полученных ОАО «РАЛИК» субсидий. Поэтому эти денежные средства были прежде всего направлены на приобретение сельскохозяйственной техники, т.е. по целевому назначению. После целевого использования денежных средств, полученные субсидии отразились в пассиве бухгалтерского баланса ОАО «РАЛИК» уже в 2010 году как финансовый результат, а значит, подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль во 2 квартале 2010 года.

Таким образом, никакого уклонения от уплаты налогов со стороны ОАО «РАЛИК» нет. Субсидии использовались строго по целевому назначению (на приобретение техники, а не на пополнение казны), а все обязательные налоговые платежи будут уплачены по срокам в соответствии с российским законодательством.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях