На встрече с активом «Единой России» в пятницу, 28 мая, Дмитрий Медведев подверг критике оппонентов партии за то, что они распространяют заведомо ложную информацию о законе по бюджетным организациям
Подписанный президентом Медведевым в начале мая закон, как известно, предусматривает разделение бюджетных учреждений на два типа - собственно бюджетные (в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях) и так называемые казенные (национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению). Финансирование казенных учреждений, к которым будут отнесены ФСБ, Служба внешней разведки, федеральные службы охраны, по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков, психиатрические и инфекционные больницы, остается фактически прежним.
Все остальные, к которым относится большинство организаций, будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Эти организации получают право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. Новые правила вызвали критику со стороны оппозиции и множество вопросов. Мы обратились к депутату Государственной думы РФ Владимиру Матханову с просьбой прокомментировать последнее выступление Медведева по этому поводу и сам нашумевший закон.
- Владимир Эдуардович, какова все-таки главная цель закона и так ли необходимо было его принимать?
- Основная цель - вывести на более высокий уровень качество услуг населению, создать стимулы и мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов. Мы существуем в рыночной экономике и должны сделать бюджетные учреждения конкурентоспособными. А в прежних законодательных рамках достичь этой цели было нельзя. Ведь мы долгие годы просто финансировали бюджетные объекты вне зависимости от объема и результата их работы. А это более 25 тысяч федеральных и более 300 тысяч региональных и муниципальных организаций! Закон предусматривает отказ от сметного финансирования и переход на финансирование в рамках государственного заказа. Госзаказ будет формироваться из показателей эффективности, объема и качества услуг. Здесь будет прямая зависимость. Этот закон назрел давно, важно грамотно его применить на практике, чтобы люди от новых правил только выиграли.
- Однако сегодня многие опасаются, что с введением нового закона бесплатная медицина и здравоохранение прикажут долго жить.
- Сразу после принятия закона оппозиция в своих узкополитических целях стала всеми возможными способами дискредитировать этот документ и раскручивать в обществе различные легенды, главная из которых вами только что озвучена. Мол, объем бесплатной медицинской помощи и бесплатных образовательных услуг сократится и этот закон вообще начало конца бесплатной медицины и образования. Люди, естественно, стали высказывать озабоченность. Однако я четко могу сказать: эта легенда не имеет ничего общего с действительностью.
По этому поводу и высказал свою позицию президент России на встрече с активом «Единой России», раскритиковав слухи, распускаемые оппозиционными партиями. Дмитрий Медведев четко заявил: «Возможности прийти в школу и получить набор услуг были, есть и будут бесплатными».
Ранее свое отношение высказал и премьер-министр РФ Владимир Путин в Госдуме. Премьер категорически опроверг слухи об исчезновении бесплатных услуг. По его словам, закон лишь четко разграничивает, «что является платной услугой, а что обязательно бесплатной». Кроме того, убежден Путин, благодаря реформе, «база для коррупции сократится», поскольку сами учреждения «получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками». В конечном итоге это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.
Речь идет ни в коем случае не о сокращении объема бесплатных медицинских и образовательных услуг. Объем услуг останется прежним, они будут и впредь такими же доступными. Кроме того, объем финансирования бюджетной сферы не уменьшится. Школы и больницы за выполнение госзадания - обучать детей и лечить население в рамках госстандартов - будут получать деньги из казны точно в таком же количестве, что и получали. Это важно понять. В законе зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным. То есть учреждения должны, прежде всего, выполнять госзадания, а потом уже оказывать платные услуги. К примеру, если в обязательную программу входит энное количество бесплатных уроков для школьников, то этих уроков не станет меньше. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСТАНЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ, ТАК ЖЕ КАК И МЕДИЦИНА.
Вместе с тем с введением нового закона у учреждений появится стимул вывести на более высокий уровень качество своих услуг (ведь все мы знаем, что оно оставляет желать лучшего) плюс зарабатывать больше. Именно для этого бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься деятельностью, способной приносить доходы, и дать им право самостоятельно распоряжаться вырученными средствами.
- Другой довод оппозиции: принятие законопроекта приведет к приватизации государственного имущества.
- Это очередной миф. ВСЕ ИМУЩЕСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ у государства или муниципалитета. Ни о какой приватизации речи не идет.
- Может ли бюджетное учреждение, например больница, быть признано банкротом в целях завладения их имуществом и земельными участками?
- Нет. Согласно закону, бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом) (ч. 4 ст. 61 ГК РФ). Мало того, имущество той или иной бюджетной организации находится у нее на праве оперативного управления, а значит, не может быть передано в залог без согласия собственника.
Повторяю: закон принят не в интересах какой-то группы «захватчиков собственности», как пытается преподнести всем оппозиция, а в интересах населения и работников бюджетных учреждений. Это надо четко понимать.