или экономическая политика, которую высоко оценит мировое сообщество
С возникновением проблем на рынке ипотеки, спровоцированного не первоклассными заемщиками (subprime), мир погрузился в серьезный экономический кризис. В последнее время на фоне активных действий правительств с использованием громадных бюджетных вливаний появились признаки восстановления конъюнктуры, но нет никакой уверенности в том, что экономика вновь вышла на траекторию устойчивого роста. Как отмечалось, в частности, и на недавней конференции стран «Большой двадцатки» , пока еще рано говорить о завершении кризиса, и состояние мировой экономики по-прежнему отличается нестабильностью. Существуют опасения, что в случае сокращения государственных расходов экономика вновь окажется в состоянии рецессии.
В такой ситуации мировые цены на нефть и некоторые виды продовольственных товаров проявили тенденцию к росту, появились серьезные опасения по поводу развития процессов стагфляции. Рост цен на продовольствие и энергоносители накануне прошлогоднего саммита «Большой двадцатки» стал огромной проблемой для всего мира, и в особенности – для развивающихся стран. Есть опасения, что если в ближайшем будущем эта проблема не будет так или иначе разрешена, то в нынешней ситуации ухудшения экономической конъюнктуры и затяжной депрессии эти страны не смогут покупать на мировых рынках продовольствие и энергоносители, что дестабилизирует всю мировую экономику. Кроме того, в условиях трудной финансовой ситуации невозможно надеяться на крупную помощь Запада этим странам, и потребуются иные, помимо финансовой помощи, способы решения этой проблемы.
Объявлено, что и реализуемая под эгидой ООН Продовольственная программа (WFP) в 2009 году, похоже, будет сокращена на 45% - с 6,7 до 3,7 млрд. долл. Причина – резкое сокращение взносов в ее бюджет со стороны государств-участниц из-за ухудшения их финансового положения в ходе нынешнего кризиса. Число людей, страдающих от голода, может существенно увеличиться, и именно поэтому на предстоящем в ноябре «продовольственном саммите» в Риме будет обсуждаться вопрос о привлечении к реализации продовольственной программы частных средств. Однако в ситуации, когда и частный бизнес сталкивается с финансовыми трудностями, ожидать от него значительной помощи нереально.
Что же обусловливает взлет цен на товарных рынках?
По результатам исследования рынка фьючерсных контрактов на нефть марки WTI, которое было проведено американским Комитетом по фьючерсной торговле биржевыми товарами (CFTC), регулирующим соответствующие торговые сделки, по состоянию на 15 сентября 2009 г. доля трейдеров, обслуживающих реальный спрос на нефть, составляла лишь 10,4%, а остальные 90% от общей суммы контрактов приходилось на долю зарабатывающих на перепродаже контрактов финансовых инвесторов – кредитных учреждений, хедж-фондов и т.д.
Ведущие западные финансовые учреждения, приведшие мир к нынешнему глобальному экономическому кризису, пережив трудные времена за счет помощи государств из средств налогоплательщиков, так и не отказались от своего принципа обогащения любыми средствами и вновь начинают толкать мировую экономику в пучину нестабильности. Есть сведения, что эти учреждения пытаются заработать и на всемирных усилиях по борьбе с разрушением окружающей среды, создавая и в этой области финансовые продукты, аналогичные опиравшимся на рынок subprime ипотечным облигациям, надувая тем самым очередной финансовый пузырь.
После прошлогоднего шока банкротства от американского банка Lehman Brothers Holdings, Inc. «Большая двадцатка», равно как и другие органы, просто обязаны изучить уроки экономического кризиса и принять меры к недопущению прежних ошибок. К сожалению, нельзя сказать, что эта работа проделана в достаточной степени. Так, в области регулирования финансового сектора на фоне живого обсуждения вопроса об установлении пределов бонусов, выплачиваемых высшим менеджерам финансовых учреждений, проблема необходимости ограничить инвестиции в инструменты важнейших товарных рынков (в частности, энергоносителей и зерновых) осознается крайне слабо.
На Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2009 года президент России Дмитрий Медведев поставил под сомнение существующий рынок зерновых с точки зрения обеспечения международной продовольственной безопасности и выступил за активное вмешательство России в его функционирование с позиций страны-экспортера. Необходимо, чтобы уже на текущем моменте Россия в соответствии с тем, что сказал на форуме президент Медведев, предприняла активные действия на этом рынке и предложила миру серьезные пути решения существующих проблем.
Что Россия могла бы предложить миру?
Прежде всего, для того чтобы предложить соответствующие меры, России необходимо укрепиться в осознании следующих важных моментов.
С одной стороны, очевидно, что как для российских экспортеров, так и для российского бюджета выгодны высокие цены на нефть и зерно. Однако, как показывает нынешний кризис, ценообразование, формируемое и поддерживаемое не реальным спросом, а спекулятивными инвестициями, опирается на шаткий фундамент и представляет опасность для российской экономики. Для того чтобы обеспечить последовательный устойчивый рост экономики, необходимо реформировать систему ценообразования на этих рынках, заменив спекулятивные инвестиции в качестве ее основы реальным спросом. Это обеспечит бизнесу предсказуемость наиболее важных для него ценовых параметров и оживит экономическую активность.
Конкретнее, хотелось бы, чтобы Россия призвала мир ограничить чрезмерные инвестиции в финансовые инструменты этого рынка, с тем, чтобы сдержать рост котировок фьючерсов на поставки нефти и зерна.
Если бы не нынешний кризис, предложения подобного рода не имели бы никаких шансов быть реализованными из-за противодействия США. Однако сегодня администрация президента Обамы рассматривает возможные меры для противодействия росту цен на фьючерсных рынках и, возможно, уже в ближайшее время представит их миру. Россия могла бы ее в этом опередить.
Россия должна выступить с тезисом о том, что товары типа нефти или зерна являются для мира своего рода «общественным благом», спекулятивные сделки с которым недопустимы. Доступ на рынки такого рода товаров должен быть ограничен субъектами, представляющими реальный спрос на эти товары. Другими словами, должен быть внедрен принцип «реального спроса», а спекулятивные сделки устранены с рынков.
Когда подобное предложение исходит от стран-потребителей вроде Японии или европейских стран, оно воспринимается как простое отражение желания этих стран закупать энергоносители и зерно по более низким ценам и не выглядит убедительным. Наибольший эффект соответствующие меры могут иметь только в том случае, если их инициатором выступит один из крупнейших стран-экспортеров Россия.
Если России удастся предложить такие решения, в краткосрочном плане их реализация, возможно, и приведет к снижению валютных доходов, но, безусловно, повысит международную репутацию России как страны, которая ради глобальной стабильности и мира готова поступиться и собственными материальными интересами. Это позволит России не только на словах, но и конкретным примером еще раз призвать все страны мира ставить на первое место интересы не только собственной страны, но и глобального мира и процветания во всем мире.
Досье:
Кумабэ Кенсаку
Президент Института экономики России и стран Евразии, старший советник Japan Bank for International Cooperation, IHI Corporation.
В 1975 г. окончил известный частный университет Васседа по специальности мировая экономика.
В 1975-2005 гг. занимал различные должности, в том числе руководящие, в государственном Экспортно-импортном банке Японии, преобразованном в Japan Bank for International Cooperation (далее – JBIC).
В 1997 - 2000 гг. возглавлял Представительство Японского экспортно-импортного банка в Москве.
В 2000 - 2003 гг. - Генеральный директор II департамента JBIC (инвестиции на внешних рынках).
С июля 2003 г. – старший советник JBIC.
В апреля 2003 г. утвержден профессором кафедры прикладной экономики государственного Университета Хитоцубаси в Токио.
С августа 2005 г. является старшим советником IHI Corporation - международного лидера в области тяжелого машиностроения.
Старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, член Общественно-консультативного совета Группы компаний «АГРО-Инвест».
В 1997-2005 гг. неоднократно участвовал в переговорах с членами Правительства РФ, руководителями крупнейших российских компаний и финансовых институтов. Имеет статус почетного старшего научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН.
В Японии считается одним из ведущих специалистов по экономике России и стран бывшего СССР, сторонником активизации японо-российского торгово-экономического сотрудничества. Автор аналитических программ по экономике России и стран Центральной Азии на национальном канале NCK, экономических обзоров в ведущих профильных печатных изданиях.
Кумабэ Кенсаке консультирует членов Кабинета министров и правительства Японии, выступает с докладами в парламенте Японии, Организации экономических организаций и Ассоциации малого и среднего бизнеса Японии по вопросам тенденций развития мировой экономики.
В августе 2005 г. в Токио создал Институт экономики России и стран Евразии. Институт является одним из центров разработки стратегии развития японо-российского торгово-экономического и технологического сотрудничества.