Киргизия обратилась за миротворческой помощью к России. Об этом сообщила сегодня Роза Отунбаева. По ее словам, ситуация в городе Оше в последнее время резко обострилась, что может привести к непредсказуемым последствиям. "Нам нужен ввод военных сил из других стран. Мы обратились за помощью к России. Такое письмо на имя президента РФ Дмитрия Медведева мною уже подписано", - сказала Отунбаева.
По ее словам, Киргизия в любой момент готова начать переговоры с Россией о ее миротворческой миссии в Оше. "Сейчас мы ждем ответа от Российской Федерации", - подчеркнула Отунбаева. Она предполагает, что российское руководство может положительно решить этот вопрос, чтобы "в зону конфликта ввести сторонние силы". "Надеюсь, все усилия помогут нам взять ситуацию в зоне конфликта под контроль", - сказала она.
По всей видимости, решать этот вопрос будет не президент России, а премьер-министр. Во всяком случае, как сообщила пресс- служба правительства РФ, Владимир Путин обсудил по телефону с председателем временного правительства Киргизии Розой Отунбаевой ситуацию в Ошской долине, где произошли массовые беспорядки. Разговор состоялся "11 июня поздно вечером по инициативе киргизской стороны". "В ходе беседы Владимир Путин и Роза Отунбаева обсудили ситуацию, складывающуюся в Ошской долине", - отметила пресс-служба.
В Оше, который находится в 600 км южнее Бишкека, продолжаются массовые беспорядки, погромы и поджоги зданий. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили сегодня очевидцы происходящих в городе событий.
По их сведениям, над Ошом поднимается огромное облако дыма, особенно над кварталами, где проживает узбекское население. Толпы молодых людей, среди которых много вооруженных, несмотря на объявленное временным правительством в этом регионе чрезвычайное положение и введение комендантского часа, продолжают громить жилые массивы.
"Военные и милиция не контролируют обстановку в городе, они не в состоянии пресекать даже возникающие в ряде районов небольшие конфликты и могут успешно противостоять только безоружным жителям", - уверяют горожане. По их данным, узбекское население, в основном женщины и дети, пытается выбраться за пределы города и направляется в сторону границы с Узбекистаном.
Местные жители также уверяют, что жертв беспорядков в реальности гораздо больше, чем объявляется на официальном уровне. По информации министерства здравоохранения республики, в результате столкновений в Оше были убиты 50 человек и более 600 получили ранения. "В некоторых домах, мечетях и квартирах лежат тела убитых, их просто некому забрать оттуда", - говорят горожане.
Ранее представители станции "Скорой помощи" Оша заявили, что из-за возведенных на городских улицах баррикад медики не в состоянии добраться до тех, кто нуждается в помощи. На протяжении суток толпа периодически пытается захватить здание Ошского пограничного отряда, чтобы завладеть находящимся там оружием.
В ряде районов города нет электричества, отключен природный газ. Не работают коммунальные городские службы, на улицах нет общественного транспорта. Некоторые жители уже ощущают нехватку продуктов питания и лекарств. "Большинство жителей боятся выходить из своих домов и квартир, - рассказывают ошане. - Большинство людей уже не надеются на местные власти и просят помощи у мирового сообщества".
Идею введения в Киргизию для урегулирования ситуации в Оше миротворческих сил уже поддерживают и некоторые киргизские политики. За такой вариант решения проблемы высказался лидер партии "Ар-Намыс" ("Достоинство") Феликс Кулов, который 20 лет назад руководил операцией по наведению порядка в Ошской области во время межэтнического киргизско-узбекского конфликта.
По его мнению, руководство республики в срочном порядке должно обратиться за помощью к ООН или ОДКБ. Инициативу обращения за помощью к миротворческим силам ООН поддержал и глава киргизских коммунистов Исхак Масалиев, который до сих пор находится под домашним арестом, поскольку подозревается новыми киргизским властями в попытке государственного переворота.
Власти страны по последнего надеялись самостоятельно погасить конфликт, для этого они начали переброску в Ош добровольцев из числа бывших военных, сотрудников правоохранительных органов и воинов-"афганцев".