Теперь главной задачей водителя будет не оказание доврачебной помощи пострадавшему, а вызов «скорой» и остановка кровотечения с помощью бинтов
Убрать из автомобильных аптечек абсолютно все лекарственные препараты, даже такие элементарные, как валидол и анальгин, распорядилось Минздравсоцразвития России. Приказ ведомства был опубликован еще в октябре 2009 года, а с 1 июля 2010-го он вступает в законную силу.
Бинтам — зелёный свет
По новым правилам комплектации автомобильных аптечек с 1 июля в них будут включаться только перевязочные материалы: бинты, салфетки, жгуты, лейкопластырь и тому подобное. Останется в аптечках и устройство для искусственного дыхания.
Министерство здравоохранения и социального развития России обосновывает свои действия тем, что новые аптечки составлялись с учетом европейского опыта. Ведь водители Швейцарии, Германии, Франции и других стран уже давно не возят с собой лекарств.
— Все лекарства должны назначаться только лечащим врачом, и никак иначе, — сообщила Ирина Исаева, заместитель руководителя Центра медицины катастроф по медицинской части. — У нас же получается, что водители занимаются самолечением. Мало того, что все эти таблетки просрочены или выветрились, так еще и применяют их, как получится.
По статистике очень часто при ДТП люди гибнут именно от потери крови. А опыт медицинских работников говорит, что трех бинтов, предписанных правилами комплектования аптечек 1996 года, недостаточно для оказания первой помощи человеку с несколькими ранениями или сильным кровотечением. Поэтому вместо лекарственных препаратов, которые при ДТП оказываются ненужными, место в аптечке займут десять бинтов и специальные стерильные салфетки.
Возить с собой лекарства никто не запрещает
Многие водители пока не могут понять, как же пользоваться аптечкой, если в ней не будет вообще никаких лекарств.
— А если вдруг в дороге станет плохо с сердцем, что тогда? «Скорую» вызывать? А вдруг не доедет? — сетует Михаил Сысоев, водитель Mazda Bongo. — Я считаю, что нововведение неправильное, можно было просто добавить бинтов, а лекарства все равно нужны.
Однако людей, согласных с нововведениями, тоже немало. Они утверждают, что без медицинского образования все равно невозможно понять, какие именно препараты давать пострадавшему и в каком количестве.
— Элементарные препараты и без аптечки можно с собой взять. Так же, как и лекарства, которые мы вынуждены принимать постоянно, — считает Жаргалма Бумбошкина, водитель Toyota Duet. — Йод и зеленка тоже не нужны, потому что нигде в мире их уже не применяют, а обрабатывают раны более современными веществами.
В «Правилах дорожного движения» и в приказе Мин-здравсоцразвития ничего не сказано о запрете на перевозку лекарств. Поэтому водители и дальше могут при необходимости иметь в машине аспирин, имодиум, валидол и вообще всё, что угодно. Если в аптечке нового образца найдется место, можно положить свои «любимые» лекарства прямо туда. Врачи и сотрудники ГИБДД не против.
Срок годности аптечек увеличится
В России автомобильные аптечки используются практически в экстремальных условиях. Перепад температур даже в Бурятии может составлять от минус 40 до плюс 40 градусов, поэтому лекарства, конечно же, портятся. И если их свое-временно не менять, то вместо пользы они могут принести непоправимый вред.
Теперь, когда скоропортящихся лекарств и бьющихся баночек с зеленкой и йодом в аптечке больше не будет, срок годности «медицинского чемоданчика» продлевается до пяти лет. К тому же новые автомобильные аптечки будут стоить намного дешевле нынешних. Специалисты Мин-здравсоцразвития оценили их в сумму от 60 до 100 рублей. Старые же стоят около 250 рублей.
Пользоваться аптечками старого образца, содержащими в своем составе лекарственные препараты, можно будет до 31 декабря 2011 года.
Комментарий эксперта
Водителям придется иметь две аптечки
Анна Волкова, бакалавр медицинских наук:
— Я к изменениям отношусь отрицательно, потому что из аптечки убрали самые элементарные препараты. И даже не могу предположить, чем именно всё это обосновано.
Случись внезапно в дороге сердечный приступ, а у водителя в аптечке нет даже таблетки валидола. Инициаторы нового закона увеличили лишь перевязочный материал. Бесспорно, вата и бинты в случае ДТП очень необходимы: наложить повязку, остановить кровь. А что же делать в случае болевого шока, если в автомобильной аптечке не будет даже анальгина? Получается, что от потери крови пострадавший не умрет, но вполне может погибнуть от болевого шока.
Не секрет, что аптечка старого образца была довольно примитивной, а новая стала еще хуже. Я советую водителям заботиться о себе и иметь две аптечки: «официальную» для техосмотра и проверяющих из ГИБДД и личную, более полную, на случай чрезвычайной ситуации.