«Кто не понимает музыку, эмоционально недоразвит», – сказал, как отрезал, один мой хороший друг, он же жуткий сноб и интеллектуал. Очень сложно было разглядеть в этой фразе комплимент собеседнику, но это был именно он: таким вот бескомпромиссным определением он в целом позитивно оценил мою эмоциональную зависимость от музыки (music addict)
Я слушаю музыку каждый день: когда работаю, пишу, готовлю. Сейчас вот пишу под монгольский этнорок в исполнении одной из самых ярких улан-баторских групп «Алтан Ураг» («Золотое потомство»). «Алтан Ураг» исполняет этнорок на традиционных монгольских инструментах, таких как ятага, морин хуур, лимба, янчур, цам. Но сегодня не о них, хотя они, безусловно, достойны отдельного упоминания. Сегодня расскажу о главном музыкальном документально-кинематографическом событии Улан-Батора прошлой недели – премьерном показе фильма Mongolian Bling.
В прошлый четверг и пятницу в УБ прошла ежегодная научная конференция Монгольско-Американского исследовательского центра при Национальном университете. В завершение первого дня организаторы, как и обещали, устроили премьерный показ документального фильма австралийского режиссера Бенджамина Бинкса Mongolian Bling. Публика собралась самая разная. По понятным причинам больше всего было австралийских экспатов, человек двенадцать американцев, самые разные европейцы, индийцы, канадцы, ну и, конечно же, монгольская публика. Местные китайцы, корейцы и россияне на такого рода мероприятиях обычно не появляются. Так или иначе в зрительном зале «Хан Банка» собралось в тот вечер больше сотни зрителей.
Bling, словечко из английского около музыкального арго, можно перевести как «цацки» или «гламур», но речь именно о характерных рэперских цацках и гламуре – толстых золотых и серебряных цепях с подвесками в виде пацифика или креста, украшенного неприлично крупными бриллиантами; речь о крутых тачках и натуральных шубах, которые аутентичные афроамериканские рэперы сочетают с бейсболками и банданами. Одним словом, если очень грубо, теряя контент, а главное, подтекст, перевести на русский название фильма, то получится что-то вроде «Монгольский рэперский гламур».
Как позже пояснял сам режиссер, автор идеи и продюсер фильма Mongolian Bling Бенждамин Бинкс, для англоговорящего человека Mongolian и bling также далеки друг от друга, как ночь и день. До сих пор большинство европейцев, американцев, канадцев и австралийцев все монгольское ассоциирует исключительно с Чингисханом, степью, барбекю и лошадью Пржевальского. В последние несколько лет к этому ряду добавился mining. Но Монголия, как и любая другая страна и культура, намного интереснее, разнообразнее, неожиданнее и актуальнее любых стереотипов. И монгольский рэп, как точно заметил Бендж, не меньше говорит о современной Монголии, чем кочевой образ жизни большинства ее жителей. В отличие от монгольского 800-летней давности империалистического милитаристического прошлого, рэп, судя по тому, кто его поет и слушает, – это настоящее и будущее страны, уверен Бендж.
Далеко не все, кто бывал в Монголии, знают, насколько популярен здесь рэп, какой рэп исполняют монгольские группы, кто такие монгольские рэперы и о чем они поют.
Бенджамин впервые услышал монгольский рэп в поезде «Пекин – Москва», где он работал... проводником.
– Почему проводником? Почему на Транссибе? – спрашиваю я.
– Ну это же интересно! – улыбается он в ответ. – И незабываемо)))
С последним трудно не согласиться, особенно учитывая совсем не российский background Бенджа.
Услышав однажды, Бендж до сегодняшнего дня остается поклонником монгольского рэпа. Но, в отличие от многих других ценителей современной монгольской культуры, предпочитающих тихо наслаждаться ею в компании друзей или, например, в одиночестве, Бендж решил поделиться своими музыкальными пристрастиями с теми, кто до сих пор не имел возможности узнать, что такое монгольский рэп. А если и слышал, то не понял. Ведь намного проще оценить, скажем, монгольскую классическую протяжную песню, чем рэп, где важны не только гармония, мелодия и ритм, но и текст. К сожалению, не многие иностранцы могут похвастать тем, что владеют монгольским в совершенстве. Фильм Бенджа позволяет понять рэперские тексты, поскольку идет с довольно подробными английскими субтитрами.
Не думаю, что Бендж с самого начала реализации своего проекта задумывал нечто большее, чем hip-hop story, но, намеренно или нет, у него получился не просто фильм о музыке и ее исполнителях.
Mongolian Bling – очень яркий, хорошо снятый и профессионально смонтированный фильм. Особо стоит отметить потрясающую работу звуковиков – отдельные моменты фильма можно «резать» на клипы и без каких-либо добавок-доработок выпускать в эфир MTV; это проблемное документальное кино о нищей, криминальной и вместе с тем полной надежд реальности улан-баторского Гэр District, или, как говорят герои фильма, монгольского Гарлема, где они родились и повзрослели; герои – это три очень не похожих друг на друга рэпера: один из них очень популярен, его слушает вся Монголия, он рекламирует дорогой алкоголь, чем кормит себя и своих музыкантов и их семьи, но коллеги по цеху его критикуют за «предательство идеалов»; другой герой – максималист и шаманист, один из лучших представителей рэперского андерграунда; третий, вернее третья, имеет неофициальный титул Монгол hip-hop Хатун («Королева монгольского рэпа»).
Мне, моим друзьям и коллегам фильм очень понравился, некоторые даже сравнили его с фильмом-номинантом и лауреатом нескольких престижных кинематографических премий и фестивалей The Story of the Weeping Camel (2003). Правда, один монгольский профессор пожаловался мне на то, что заметил грамматические ошибки в подписях на старомонгольском. И это, пожалуй, единственный недостаток фильма.
На мой взгляд, Mongolian Bling, как фильм о молодой, живой и настоящей Монголии, имеет все шансы встать в один ряд с Weeping Camel.
Мне показалось очень позитивным то, что в самом начале, когда Бендж принял решение о том, что он будет снимать этот фильм, в его успех поверили только его родители, которые, собственно, и проспонсировали проект сына. Но позже, когда уже была готова пилотная версия фильма, правительство Австралии тоже решило выделить деньги, на которые будет организован показ фильма в Австралии.
Официальный релиз в Монголии запланирован на начало декабря этого года. И я очень надеюсь, что у меня получится выкроить время, чтобы после УБ привезти его в Улан-Удэ. Бенджу эта идея очень понравилась. Так что если все, тьфу-тьфу, пойдет по плану, снятый с большой любовью к Монголии и к ее молодым, в свою очередь, неравнодушным к своей стране и к своему народу, рэперам Mongolian Bling откроет улан-удэнцам hip-hop Монголию. А пока можете заглянуть на одноименный сайт и скачать трейлер http://www.mongolianbling.com/