<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:1.0cm 1.0cm 1.0cm 1.0cm; mso-header-margin:35.45pt; mso-footer-margin:35.45pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
Все плохо
Совещание в правительстве началось с отчета "Бурятэнерго" о состоянии хозяйства, которое, по традиции, было печальным. Износ электросетевого оборудования составил 72 процента. Количество трансформаторов, отработавших свой ресурс, достигло 79,8 процента. Более половины электроопор в Бурятии стоят с "недопустимой степенью загнивания": в смысле деревянные и скоро завалятся. И так далее по списку — все плохо. Это не стало удивлением для членов правительства, в том числе для Александра Чепика, министра транспорта и энергетики Сергея Козлова и руководителя РСТ Оксаны Чебуниной. Они, кажется, уже привыкли, что каждый год энергетики и тепловики начинают разговор о грядущем тарифе с описания скорого апокалипсиса в Бурятии. Со слов энергетиков выходило, что спасти ситуацию сможет новый метод тарифоначисления, так называемый RAB. Суть его, по словам Оксаны Чебуниной, пока может быть непонятной до конца всем присутствующим. Впрочем, судя по лицам совещающихся, становилось ясно, что потребители будут не в восторге.
Если в двух словах, то новый тариф от старого будет отличаться появившимся в тарифе "инвестиционным капиталом". То есть если раньше тариф считался по формуле "затраты плюс прибыль", то теперь "затраты плюс прибыль, плюс неведомая пока инвестиционная составляющая". Инвестиционная наценка будет непростой (простые в тарифах уже были).
Инвестиции за счет населения
Смысл всей реформы тарифа такой — "Бурятэнерго" или другая компания в России, резко повышая тарифы потребителям, делает себе инвестиционный капитал для модернизации активов, условно говоря, занимает денег на модернизацию. Первоначальный скачок тарифа, который предлагают назначить для Бурятии на 2011 год, сменится в последующих годах всего на очень умеренный рост.
В общем, энергетики предложили потребителям вступить в этакую ипотеку по умолчанию. Мы всей республикой скинемся, на эти деньги "Бурятэнерго" отремонтирует все, что можно отремонтировать, и все будет хорошо. В дальнейшем тарифы будут повышаться только с учетом этого скачка цен так, чтобы за 35 лет "вернуть" нам резкое увеличение тарифа в 2011 году. Столь изысканный способ нахождения инвестиционных денег Россия углядела в Великобритании. Там подобная схема, по утверждению "Бурятэнерго", вполне себя оправдала. Поэтому еще несколько лет назад 2010—2011 годы и были названы точкой отсчета введения RAB-тарифа по России. В общем, пока регионы ежегодно колупались с местными энергетиками за тариф, RAB подкрался незаметно.
Местные чиновники, зная об износе, деревянных столбах и прочих прелестях региональной энергетики, в общем-то, были не против инвестиций, пусть столь и мудреным способом. Их интересовала цена вопроса. Ответ за "Бурятэнерго" не заржавел: на совещании было объявлено предложение — рост 196 процентов на 2011 год, что даст 7,5 миллиарда вложений в электросетевое оборудование до 2015 года.
"Пилят сук под собой"
Старательные энергетики даже написали список объектов, которые можно отремонтировать на эти 7,5 миллиарда рублей. Список был добротный и вызывал уважение. Однако ему не суждена была долгая жизнь. Директор авиационного завода Леонид Белых, представляющий Союз промышленников и предпринимателей (СПП), после обнародования этих цифр был настроен сугубо скептично: никакое предприятие, сказал он, такого скачка не выдержит. "Одномоментный двукратный рост энерготарифа невозможен", — сказал он.
Более эмоциональным оказался зампред по экономике Александр Чепик, который объяснил, что случится с экономикой региона. Он заявил, что подобное повышение тарифа "съест" рентабельность промышленности и бизнеса Бурятии. Предприятия будут вынуждены сокращать производство, ужимать штат, последуют сокращения рабочих мест. Социальная нагрузка на республику возрастет, а налоговые поступления от экономики упадут. Бурятию ждет экономический коллапс. С недоумением Александр Чепик диагностировал неумение просчитывать последствия своих предложений в компании "Бурятэнерго": "Вы же сами пилите сук, на котором сидите. Ваши же клиенты резко сбавят энергопотребление, какой будет смысл в этом повышении?"
В ответ энергетики пытались объяснить, что доля электроэнергии в себестоимости товара, производимого в Бурятии, — не более 5—15 процентов. Поэтому экономику Бурятии крах не ожидает. На что по-прежнему ироничный Леонид Белых в двух словах объяснил представителям "Бурятэнерго" особенности конкурентной борьбы близлежащих регионов. Заодно печальные перспективы Бурятии в этой борьбе. Кстати вспомнил про уже существующие расценки на подключение и прочие виды сотрудничества с "Бурятэнерго". Г-на Чепика поддержала глава РСТ Оксана Чебунина: "Те предложения, которые сейчас предлагает "Бурятэнерго", — семь миллиардов за пять лет — потребитель просто не вытянет".
Мэрия — "за"
Неожиданно поддержала энергетиков мэрия. Заместитель мэра Гемаля Гендунова высказалась за необходимость срочных и объемных инвестиций в энергетику. На что Александр Чепик парировал: "Улан-Удэ не отвечает за тарифы, с другой стороны, понятно, что на город, согласно плану "Бурятэнерго", придет основное количество инвестиционных проектов". Так было дано понять, что мэрия слишком удобно устроилась.
В общем, новый тариф или не новый, но власть Бурятии отказалась даже рассматривать вариант двукратного повышения тарифа со следующего года. Впрочем, энергетики были к этому готовы.
От апокалипсиса, под который нужно срочно 7,5 миллиарда рублей к 2015 году, "Бурятэнерго" деловито перешло собственно к торговле. Замдиректора по экономике и финансам компании Татьяна Кононова тут же предложила:
— Мы согласны, что данный расчет ведет к резкому росту тарифа, мы согласны обсуждать. В инвестпрограмме определяем 25 процентов роста тарифа и говорим не о 7,5 млрд, а о 3-х. И набираем перечень объектов, потому что стоять на месте нельзя. Нужно принимать решение, вырабатывать стратегию.
Вообще-то стратегия "Бурятэнерго" изменилась кардинально от первоначальных планов в цифровом выражении в течение часа. Вместо 196 процентов появилось 125. Возможно, на этом основании Александр Чепик начал подводить итоги заседания. Зампред дал задание участникам совещания создать рабочую группу, которая на цифрах покажет влияние тарифа 2011 года на экономику региона. Ориентировочно, обсуждение данного вопроса будет продолжено через две недели.
Виктор Золотарев, "Номер один"
Бизнес
1937
Ипотека для энергетики
Итогом прошедших переговоров между правительством Бурятии и "Бурятэнерго" стало предложение энергетиков единовременно повысить тариф на 196(!) процентов. Чиновники, в свою очередь, пообещали при такой цифре коллапс экономики Бурятии