<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
За четыре дня до референдума
До референдума, назначенного киргизскими властями на 27 июня, осталось меньше недели. Временное правительство настаивает на том, что голосование по новой конституции и статусу временного президента необходимо провести как можно быстрее. Доводы тех, кто считает референдум неуместным после недавнего кровопролития на юге страны, власти по-прежнему отвергают. При этом они стремятся усилить контроль над ситуацией в пострадавшем регионе. В Оше и его окрестностях идут зачистки. Вмешательство силовиков, с одной стороны, должно показать людям, что на юге снова есть власть. Идут задержания подозреваемых, изымается оружие, заводятся уголовные дела (только в связи с событиями в Оше возбуждено более 90 дел). Тем временем в областной центр постепенно возвращаются элементы привычной жизни: на улицах появился общественный транспорт, заработали магазины и рынки. Город наряду с представителями силовых структур патрулируют более 500 дружинников. С другой стороны, вскоре после начала зачисток стали поступать сообщения, что силовики занимаются избиениями и грабежами. Киргизских милиционеров и военных вновь стали обвинять в солидарности с погромщиками (эти обвинения звучали и раньше, правда, в значительной степени основывались на том, что участники беспорядков использовали захваченную военную форму и бронетехнику).
Речь идет, прежде всего, о ситуации в тех городских кварталах и селах, где живут узбеки. До недавних пор эти районы были заблокированы и закрыты для посторонних: местные жители возвели баррикады и не пускали туда даже врачей, опасаясь новых погромов. Теперь власти убирают баррикады, а местных жителей пытаются разоружить. Формально это оправдано, фактически же силовики ограничивают возможность людей защищать свои жизни и свои дома самостоятельно. А на то, что власть в случае чего сможет защитить своих граждан (вне зависимости от национальности), оставшиеся в зоне конфликта узбеки едва ли могут рассчитывать.
"Сейчас на руках у населения очень много оружия", - констатирует бывший начальник УВД Ошской области Омурбек Суваналиев (на днях Суваналиев, направленный в Ош для наведения порядка, подал в отставку, заявив, что сделал все от него зависящее и не желает теперь участвовать в политических акциях властей, связанных с проведением референдума). "Никто не хочет его сдавать, поскольку автомат - единственная возможность для защиты, - продолжает он. - На власть ни одна из конфликтующих сторон [ни узбеки, ни киргизы, вовлеченные в конфликт] не надеется".
Баррикады убирают, а что дальше? Житель села Шарк (Ошская область) рассказал "Фергане.Ру", что после того, как путь в места проживания узбеков был открыт, "туда вошли солдаты и стали ловить на улице всех, кто попадался на глаза". "Людей избивают, отнимают у них деньги, ценности, мобильные телефоны, - заявил он. - Причем это происходит даже не во время комендантского часа". Власти причастность военных к грабежам отрицают. Временный вице-премьер Азимбек Бекназаров, курирующий силовые структуры, заявил, что "официальных заявлений в прокуратуру" по этому поводу не поступало. На всякий случай он пообещал, что немедленно примет меры, если узнает о чем-то подобном. Утром 22 мая зачистка прошла в населенном узбеками селе Нариман в окрестностях Оша. Село, как сообщало АКИpress, после погромов оставалось "закрытой зоной", куда представителей власти не пускали. "До рядовых жителей, - отмечало агентство, - не доходит информация, поэтому они продолжают оставаться в условиях самоблокады и обороняются". Село, кстати, за несколько дней до зачистки упоминалось на встрече временного президента Киргизии Розы Отунбаевой с представителями киргизской общины в Оше. Последние заявили ей, что в местах проживания узбеков спрятались вооруженные участники беспорядков и что их, мол, надо быстрее нейтрализовать. Позднее начальник Службы национальной безопасности Кенешбек Душебаев подтвердил, что указание зачистить, по его словам, "очаги напряженности" в Ошской области поступило с самого верха. "Роза Отунбаева нам дала несколько дней на проведение зачистки в этих населенных пунктах", - сказал он. Чекист утверждает, что принятые меры уже принесли плоды: у местных жителей было изъято оружие и боеприпасы. В Наримане силовики нашли две гранаты, 40 патронов и три бутылки с зажигательной смесью. Около 50 сельчан были задержаны. Позднее источник в киргизских спецслужбах заявил, что семеро из задержанных являются снайперами из числа наемников (по версии властей, люди из окружения свергнутого президента Курманбека Бакиева использовали наемников, чтобы, убивая узбеков и киргизов, стравливать между собой две общины). Правда, ни одной снайперской винтовки в селе вроде бы не нашли.
Один из пользователей популярного киргизского форума Diesel рассказал, что несколько жителей села пытались помешать зачистке. Ссылаясь на знакомого в спецслужбах, он сообщил, что "как только колонна вошла, несколько жителей оказали сопротивление, то есть начали стрелять в сотрудников из домов". При этом он заявил также, что "там очень много оружия" (эта информация не подтвердилась). В перечне изъятых предметов, представленном комендатурой Ошской области, огнестрельного оружия (то есть оружия, из которого якобы стреляли в силовиков) не было. Местные жители рассказали, что силовики искали причастных к недавнему убийству начальника милиции: не получив желаемых ответов, они стали избивать сельчан. "Люди напуганы. Никто не предупреждал, что здесь проведут такую операцию, - рассказывала правозащитница Толекан Исмаилова. - Жители были уверены, что после приезда Розы Отунбаевой начнется перемирие. Но этого не произошло. Солдаты избивают пожилых людей, молодых уводят непонятно куда". Представителям Human Rights Watch сельчане рассказали, что силовики избивали их прикладами, ломали мебель, забирали найденные в домах деньги и драгоценности, сжигали отобранные у жителей села документы.
Узбекское издание Uznews утверждало, что беспредельничали в селе сотрудники милиции. Позднее, по его данным, "на место прибыли кыргызские военные, которые постарались успокоить как милиционеров, так и жителей Наримана".
После зачистки в больницу с травмами попали несколько десятков человек. Двое погибли (как сообщили в Нариманской территориальной больнице, один погиб от огнестрельного ранения, другой - от побоев). В МВД Киргизии данные о погибших подтвердили, заявив однако, что эти люди оказывали вооруженное сопротивление сотрудникам силовых структур. На следующий день зачистки продолжились в самом Оше. В микрорайоне "Черемушки" (одном из мест компактного проживания узбеков), по данным Human Rights Watch, сотрудники силовых структур избили несколько десятков человек, двенадцать человек были задержаны. Микрорайон "Черемушки" - один из наиболее пострадавших от погромов в Оше, значительная его часть была сожжена в ходе беспорядков.
По словам начальника СНБ Киргизии, зачистки будут продолжаться. "По-другому нельзя, поскольку мирное население хочет спокойствия", - заявил Душебаев, добавив, что в ходе спецопераций изымаются не только оружие, но и наркотики. Жители узбекских районов, со своей стороны, заявляют, что все это им подбрасывают. По словам жителя Оша, которого цитирует "Фергана.Ру", военные подбрасывают патроны и наркотики, а затем уводят оказавшихся дома мужчин. Тем временем власти заявляют, что организаторы погромов готовят новые провокации на севере страны. Враги нового руководства, как утверждает временное правительство, даже назначили на 22 июня дату "очередного государственного переворота". Спецслужбы в связи с этим рапортуют о задержании провокаторов и неблагонадежных. На днях, например, задержали женщину за рассылку провокационных SMS, а также мужчину, распространявшего листовки "с призывами отрицательного голосования на референдуме". Была также допрошена сотрудница ЗАГСа, которая "призывала молодых не регистрироваться сейчас, а переждать беспорядки".
А временное правительство, отбиваясь от критиков, продолжает готовиться к референдуму. Представители власти заявляют, что плебисцит пройдет в срок и сорвать его они никому не позволят. Министерству внутренних дел предписано "принять дополнительные меры" по обеспечению порядка в день голосования (представителей ОБСЕ, как стало известно 22 июня, все эти доводы не убедили: 300 наблюдателей, призванных вести мониторинг в день голосования, были отозваны из Киргизии по соображениям безопасности).
"На разводе нам сказали, что 27-го будет частичная передислокация. Часть сотрудников правоохранительных органов направят на усиление охраны избирательных участков", - рассказал сотрудник милиции из Оша. При этом милиционер отметил, что не знает, где будут открывать избирательные участки, учитывая масштаб разрушений в городе. "И кто пойдет голосовать? Людям сейчас не до этого", - добавил он.
Михаил Тищенко
Общество
1749