Неожиданностей не произошло. Отчет правительства по исполнению бюджета-2009 был принят так, словно и не было «бряцания оружием» в недавнем прошлом.
А довольно вялый словесный «пинг-понг» по поводу пресловутых 52 миллионов рублей «для РАЛИКа» при обсуждении изменений в бюджете нынешнего года привел к вполне ожидаемому результату – законопроекты приняты большинством голосов.
Самый острый вопрос сессии
Вопрос о внесении изменений в республиканский бюджет 2010 года, как и предполагалось, стал, пожалуй, самым острым вопросом текущей сессии Народного Хурала. Все внимание и депутатов, и сторонних наблюдателей было приковано к ситуации вокруг 52 млн. рублей, запрашиваемых правительством Бурятии для компенсации части стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования по договорам лизинга. Все бы ничего, однако, эта сумма оказалась напрямую связана со скандальной историей вокруг покупки сельхозтехники и передачу ее хозяйствам через лизинговую компанию ОАО «Республиканская агролизинговая инвестиционная компания» (далее – РАЛИК). Напомним, РАЛИК в ближайшее время должен заплатить налоги на прибыль в размере 131 млн. рублей, которых, по всей вероятности, у компании пока не наблюдается. Именно этот момент и стал «камнем преткновения» для принятия решения.
Наиболее жаркие дебаты по этому поводу, традиционно, шли на заседаниях профильного – бюджетного комитета Народного Хурала. Именно этот комитет и вынес решение отклонить предлагаемое правительством предложение по этой статье бюджета. Собственно, при обсуждении этого вопроса и прозвучала угроза непринятия местным парламентом отчета правительства по исполнению бюджета прошлого года – связь между событиями 2009 года и года нынешнего для многих оказалось очевидной.
Вот и на сессии после вполне благостного доклада министра финансов Юрия Шутенкова о предлагаемых изменениях в бюджет выступление главы бюджетного комитета Цырена Доржиева и вызвало всю последовавшую за ним полемику. Депутат будничной скороговоркой доложил о решении, принятом его комитетом, а также о том, что президент это самое заключение не поддержал. Прочие моменты выступления аудитория слушала уже не со столь пристальным вниманием. Правда, вопросов ни к первому, ни ко второму докладчикам так и не последовало.
Однако выступлений депутатов долго ждать не пришлось, и, что неудивительно, «зачинщиком» стал вновь избранный глава БРО КПРФ Вячеслав Мархаев.
- Все возможно протащить, все возможно принять, но есть же морально-этическая сторона. Сколько вопросов, сколько мнений вокруг этого лизинга. А сколько вопросов можно было бы покрыть бюджетными деньгами. Мы закрываем школы, интернаты, а здесь в одночасье решаем вопросы такого плана. Очень бы хотелось дать принципиальную оценку, тем более профильный комитет принял, на мой взгляд, мужественное решение.
В обсуждение вопроса тут же вступили крайне редко выступающие публично депутаты Андрей Самаринов и Сергей Дудник. Андрей Самаринов признал, что многочисленные публикации в СМИ, пестрящие самыми разнообразными мнениями на сей счет, весьма противоречивы, однако поддержать сельхозпроизводителей необходимо. При этом главным фактором, по мнению депутата, стало то, что «уже почти миллиард рублей потратили, а из-за 52 млн. вся программа может встать». И еще немаловажным моментом для Андрея Самаринова стало то, что «все считают, что зампред и министр неправильно действуют, но президент поддерживает. Мы должны верить». Сергей Дудник коллегу поддержал: раз компетентные органы уже ситуацию проверяли, то опасения надо отставить в сторону, а уже действующую схему и, главное, сельчан надо поддержать. Опасения же коллег депутат пояснил историями прошлых лет насчет пресловутых полувагонов и прочих «скользких моментов».
«Единоросс» Иван Калашников незамедлительно напомнил депутатам о закончившемся буквально за час до сессии заседании фракции партии и, главное, о принятом на нем решении поддержать предложение правительства. Причем речь шла, в первую очередь, о поддержке сельхозтоваропроизводителя: благодаря этой технике село поднимется, и тогда инфраструктура села – школы и библиотеки, о чем говорил Вячеслав Мархаев – будет благополучно развиваться. При этом, по словам Ивана Калашникова, мнение профильного комитета, безусловно, учитывалось. Однако призыв «голосовать солидарно» все же прозвучал. К слову, глава бюджетного комитета Цырен Доржиев на этом заседании фракции не присутствовал.
Замглавы комитета НХ по социальной политике, «справедливоросс» Сергей Мезенин еще раз задал те самые неудобные вопросы, которые уже в течение полугода занимали большую часть присутствующих. В частности, почему технику получают только часть районов, почему закупили трактора по столь высокой цене, и главное: что будет дальше и куда все-таки будут направлены запрошенные средства. Парламентарий признал, что «кулуарно эти вопросы до сих пор задаются, но ответы на них депутаты так и не получают». При этом Сергей Мезенин попросил объяснить еще раз ситуацию представителей Минсельхоза РБ.
Итог оказался предсказуем
Однако спикер Матвей Гершевич слова присутствующему на сессии министру Александру Манзанову не дал. В ход незамедлительно вступила «тяжелая артиллерия» в лице президента республики Вячеслава Наговицына. Глава республики отметил, что впервые сельское хозяйство Бурятии получило столь крупные средства, а схема, предложенная правительством абсолютно легитимна – проверки-то уже состоялись, а замечания устранены. Более того, технику смогли получить и закредитованные хозяйства. Вячеслав Наговицын также отметил, что увязывать предлагаемые изменения в бюджет и уже начавшую работать схему агролизинга не совсем правильно.
- Запрашиваемые 52 миллиона – это схема поддержки сельхозпроизводителя. В прошлом году хозяйства уже получили компенсацию по аналогичной схеме. Неважно, как приобретена техника – через лизинговую компанию, напрямую или еще по какой-то схеме. Главное, что предприятие приобрело технику, эта техника внесена в оборот. Даже сейчас мы обеспечены техникой всего на 30% Предприниматель имеет право обратится в правительство и получить компенсацию части стоимости техники. Если в дальнейшем бюджет позволит, то мы с удовольствием увеличим эту схему поддержки селян, – заметил президент. – Правительство потому и вносит совершенно простое предложение – выделить деньги на поддержку сельхозпроизводителя. И я не думаю, что надо иметь огромное мужество, чтобы отказать селянам в поддержке, как это сказал Вячеслав Мархаев. Думаю, это не мужество, а страусиная политика – не поддержать 43% нашего населения, - резюмировал глава правительства РБ.
Президент в конце своего выступления заявил, что «коммунисты всегда село поддерживали, но это такой первый выпад со стороны партии», и заверил депутатов, что все средства пойдут именно на поддержку сельского хозяйства.
Вячеслав Мархаев, тем не менее, снова задал вопрос, о том, куда все же пойдут эти деньги, и попросил дать слово бюджетному комитету, чтобы уточнить, чем конкретно руководствовались депутаты, отклоняя предложение правительства. Цырен Доржиев отметил, что комитет вынес свое решение до получения заключения президента, окончательное же решение – за сессией. Представитель прокуратуры РБ Наталья Саргаева, в свою очередь, заявила, что давать комментарии по ситуации с агролизингом она не уполномочена.
Иннокентий Егоров, представитель Бурятии в Совете Федерации, призвал депутатов преодолеть неуверенность и «посмотреть на проблему комплексно». По мнению сенатора, вполне можно договориться до того, что придется возвращать в федеральный бюджет все сумму, поскольку Бурятия уже стала единственным регионом, вернувшим в казну 126,5 млн. рублей.
- Когда я встречаюсь с федеральным министром или замминистра сельского хозяйства, на меня смотрят удивленно, что мы внутри республики у себя не можем договориться, - отметил Иннокентий Егоров. – А когда у республики нет определенной репутации, просить что-либо сложно. Не нужно обострять ситуацию до тупикового состояния. Зачем губить дело с самого начала? Давайте по итогам осени с правительства и спросим. В итоге сенатор предложил изменения в бюджет поддержать.
Депутат Владимир Гейдебрехт признал, что «кроме восхищения эта техника другого не заслуживает», но проблема в том, как крестьянин будет за эту чудо-технику рассчитываться? На эти вопросы ответов депутат так и не нашел. Более того, Владимир Гейдебрехт высказал мнение, что только покупкой техники сельское хозяйство Бурятии не поднять – нужны принципиальные изменения в самой концепции ведения сельского хозяйства «в неконкурентноспособной Сибири», а также решение других общеэкономических вопросов.
- Пока ситуация не прояснится и не будет четкой позиции, давление на депутатов так и будет продолжаться, но я от голосования воздержусь, - заявил в итоге парламентарий.
Вячеслав Мархаев выразился на этот счет еще более конкретно:
- Пришла идея, «продавили» ее, проголосовали, как в «лучшие времена», и все. Мы же видим позицию «Единой России». А за нами стоят избиратели, которые задают достаточно серьезные вопросы. А проблемы на селе мы знаем. И тот же САГ, историю которого мы все знаем, то же «Великое озеро», которое, наверное, все же пройдет – это звенья одной цепи. Нам очень важно вступать в диалог, слышать мнения избирателей, и выбирать правильные приоритеты, - заявил депутат.
Глава аграрного комитета НХ Владимир Павлов признал, что новая техника, в частности, уже сэкономила значительное количество топлива и вообще действительно хороша. Но есть и другая сторона, отметил депутат, - дороговизна техники. По словам Владимира Павлова, в Хурал поступило письмо от сельчан, которое фактически и оправдывает эти запрошенные 52 млн. рублей – 8% части стоимости техники в виде компенсации.
Депутат Сергей Мальцев в итоге сделал жесткий вывод: раз не хотим поддержать 52 млн. рублей – значит, не хотим поддержать сельхозтоваропроизводителя, что, по его мнению, в корне неверно.
Как уже повелось при обсуждении «скользких вопросов», поступило предложение о проведении тайного голосования, на этот раз от депутата Юрия Тармаева. Однако оно принято не было, голосование прошло традиционным способом. Результаты оказались предсказуемыми: «за» проголосовало 39 депутатов, «против» - 6, двое воздержались.