52 миллиона рублей из бюджета Бурятии уходят в казну России в качестве налогов частной компании «РАЛИК»
Президент республики впервые с начала скандала, связанного с республиканской программой агролизинга, открыто встает на сторону своего заместителя по экономике Александра Чепика, курирующего «операцию «Бухлер».
На последней, 16-й, сессии Народного Хурала БурятииВячеслав Наговицын «убедил» депутатов принять нужные Александру Чепику изменения в бюджет Бурятии на этот год. Эти изменения дают возможность «злосчастной» (по выражению первого зампреда правительства Бурятии Иннокентия Егорова) компании ОАО «Республиканская аграрная лизинговая инвестиционная компания» (РАЛИК) получить из бюджета Бурятии 52 млн. рублей и этими средствами налогоплательщиков Бурятии выплатить часть своих долгов по налогу на прибыль.
РАЛИК и налоги
Напомним, что сегодня долг РАЛИКа федеральному бюджету по налогу на прибыль составляет приблизительно 200 млн. рублей. Структура долга такова: 161 млн. рублей (собственно налог на прибыль в размере 20% от 805 млн. рублей госсподдержки, подлежащей налогообложению), плюс 32 млн. рублей штрафа (20% от суммы задолженности) за попытку уйти от налогов путем подачи нулевой налоговой декларации за 2009 год, плюс пеня за каждый день просрочки со срока уплаты задолженности 28 марта 2010 года.
Сами руководители ОАО «РАЛИК», генеральный директор Александр Перевалов и министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов (председатель совета директоров фирмы), рассказали журналистам о том, что согласны признать за собой только долг в 131 млн. рублей. По мнению Александра Перевалова, его фирма обязана заплатить 20 процентов налога на прибыль не со всей суммы полученной РАЛИКом безвозмездной помощи в 805 млн. рублей, а только с тех 650 млн., которые ушли собственно на технику, переданную в лизинг хозяйствам.
«Отдам. Половину! Потом!»
Объясняется это якобы тем, что в апреле Прокуратура Бурятии признала «нецелевым расходованием средств» использование РАЛИКом 151 млн. рублей и заставила компанию вернуть эту сумму в федеральный (126 млн. руб) и республиканский (25 млн. руб) бюджеты. Как сообщил Александр Манзанов, 151 млн. рублей РАЛИК «вернула» 3 апреля этого года. Но до государственной казны они так и не дошли и в бюджет не возвращены.
- 150 млн. еще не ушли в Российскую Федерацию. Сейчас они висят на счетах в нашем Министерстве финансов. Нами ведется работа по получению разрешения со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации использовать эти средства в текущем финансовом году на те же цели, - сообщил журналистам на пресс-конференции министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов.
«Висеть на счетах» бурятского Минфина в ожидании, когда их используют «на те же цели», эти нецелевые деньги будут, как выразился Манзанов, «до выяснения». По его мнению, с этой «возвращенной» суммы РАЛИК не обязана платить налоги. Хотя, получается, этими деньгами фирма Чепика – Манзанова - Перевалова пользовалась более полугода, то есть с сентября 2009 года по апрель 2010 года.
Кроме того, Александр Манзанов и Александр Перевалов пытаются «получить разрешение» и у налоговой службы, которая, по их мнению, должна позволить им не только платить меньше налогов, но и вносить платежи в другие, более поздние сроки. То есть не за 2009 год, когда РАЛИК получила прибыль в 805 млн., а за 2010 год, когда приобрела на большую часть из этих денег технику и передала ее агрофирмам. То есть бюджет, возможно, и получит от РАЛИКа налоги, но на несколько десятков миллионов рублей меньше и на неопределенное время позже.
Как нашли деньги для РАЛИКа
Как заявлял депутатам Народного Хурала зампред Чепик, РАЛИК сначала собиралась покрыть свои долги перед «службой мытарей» России за счет кредита, который надеялась получить в одном из российских банков. Однако вопрос о предоставлении РАЛИКу госгарантий Республики Бурятия для получения кредита на столь экстравагантные цели не дошел даже до публичного обсуждения.
Тем не менее, на прошлой неделе после возвращения Вячеслава Наговицына в Бурятию эта проблема была решена. В мае-июне президент Бурятии встретился в Москве с президентом Медведевым, затем в Японии провел презентацию турзоны «Байкальская гавань», а потом неожиданно ушел в отпуск. Все это время скандал, связанный с «бухлерным делом», набирал обороты в прессе, публикации становились все злее. Вячеслав Наговицын утихомирил «распустившуюся» хуральскую фронду и умудрился уговорить депутатов помочь РАЛИКу, как и ранее, не произнеся ни слова ни о самом РАЛИКе и его долгах, ни о зампреде Чепике.
Финансовая схема спасения тонущей компании по простоте и изяществу напоминает античное искусство. Выглядит эта схема следующим образом. Сначала те агрофирмы Бурятии, которые участвуют в республиканской программе агролизинга, получат из бюджета Бурятии безвозмездные субсидии на выплату 8% стоимости той техники, которую они приобрели у РАЛИКа. А уже затем эти деньги по договору лизинга отправятся прямиком к РАЛИКу, который сможет ослабить давящий на компанию налоговый пресс.
Проголосовали не совсем солидарно
На 16-й сессии Народного Хурала финансовые средства для РАЛИКа нашлись. В своем выступлении Вячеслав Наговицын упрекнул лидера хуральской фракции коммунистов Вячеслава Мархаева, который призвал депутатов «принять мужественное решение» и не давать РАЛИКу бюджетные деньги для покрытия своих долгов.
- Я не думаю, что депутату нужно иметь какое-то огромное мужество, чтобы отказать селянам в поддержке. Это не мужество, это страусиная позиция! - убеждал депутатов президент Бурятии Вячеслав Наговицын. - Это значит, не дать 43 процентам нашего населения, не протянуть им руку помощи. Уважаемые депутаты! Я с полной ответственностью говорю, что эти деньги идут только напрямую сельхозтоваропроизводителю! В этом году мы вносим предложение исходя из своих возможностей компенсировать селянам 8% стоимости приобретенной в этом году техники. Получается примерно эта цифра - 52 млн. рублей.
Сомнений в том, что эти 52 млн. рублей, которые составляют как раз те самые 8% от 650 млн. стоимости «раликовской» техники, пойдут именно РАЛИКу и именно на уплату налогов, не было, похоже, ни у кого. Однако большинство депутатов успокоились неоднократно произнесенной мантрой о «помощи сельхозтоваропроизводителю». Эта свежая мысль прозвучала и в выступлениях руководителя хуральской фракции «Единая Россия» Ивана Калашникова, обычно незаметных депутатов Андрея Самаринова и Сергея Дудника. Близким по смыслу была речь представителя Народного Хурала Бурятии в Совете Федерации России Иннокентия Егорова.
- После обсуждения фракция приняла решение большинством голосов (собрание фракции «Единая Россия» состоялось в первый день сессии 29 июня до начала пленарного заседания. - С.Б.) поддержать предложение президента в части выделения 52 млн. и проголосовать по этому вопросу солидарно. Прошу членов фракции данное решение выполнить! - предупредил коллег по фракции перед началом голосования лидер хуральских «единороссов» Иван Калашников.
В итоге за предложение президента увеличить расходы республиканского бюджета на эти 52 млн. рублей «на компенсацию части стоимости высокотехнологичной техники и оборудования по договорам лизинга» проголосовало 39 из 54 присутствующих на сессии депутатов, шестеро были «против», двое воздержались, семеро вообще не голосовали.
Почем «Бухлер»?
За сегодняшними спорами как-то совершенно забылось то, что все регионы, получившие безвозмездные субсидии из Москвы на реализацию региональных экономически значимых программ развития сельского хозяйства, просто компенсировали значительную часть стоимости приобретенной самими хозяйствами техники. В результате агрофирмы в других регионах получили реальную безвозмездную помощь. Чего не скажешь о бурятских хозяйствах.
Маленький пример. Нашему СПК имени Калинина трактор «Бюлер» (Buhler) лизинговая компания предлагала приобрести его по цене 8,9 млн. рублей на следующих условиях. Бичурские колхозники должны, во-первых, выплатить РАЛИКу первоначальный взнос почти в 3 млн. рублей (30% процентов стоимости), во-вторых, в течение 10 лет выплачивать оставшуюся полную стоимость трактора, в-третьих, вносить ежегодно лизинговый платеж в размере трех процентов от стоимости техники и, наконец, платить немалые проценты по банковскому кредиту, взятому для внесения трехмиллионного первоначального взноса. В итоге, приобретенный и так по явно завышенной цене трактор превращается по стоимости почти в самолет. В то же время в других регионах (Белгородская, Липецкая, Орловская, Иркутская области, Татарстан, Калмыкия, всего 30 регионов), получивших такую же субсидию на реализацию экономически значимых программ, у крестьян условия куда более выгодные. Во-первых, тот же «Бюлер» они могли приобрести не за 8,9 млн. рублей, а за 6,5 млн. При условии, что им сразу компенсировали 30 процентов стоимости техники, то такой же трактор стоил для белгородских или иркутских селян 4 с лишним миллиона. То есть не намного больше, чем бичурцы отдали в качестве только первоначального взноса. Если компенсация составляла 50 процентов стоимости, то этот «чудо-трактор» обошелся крестьянам других регионов в сумму, равную первоначальному взносу в Бурятии!
В Бурятии, помимо того, что с помощью этой программы агролизинга надели на крестьян тяжелый хомут на много лет вперед, бюджет республики тоже начал нести лишние траты и выделять десятки миллионов рублей для компенсации крестьянам части стоимости техники, приобретенной ими у РАЛИКа. Для того, чтобы эта частная по форме компания заплатила налог на прибыль. И никто не может ручаться, что это последние 52 млн. рублей бюджетных расходов в деле оказания помощи РАЛИКу.
P.S. На 16-й сессии был отправлен в отставку аудитор Счетной палаты Бурятии Ойдоп Гармаев, проводивший проверку того, как РАЛИК распорядился бюджетными средствами по республиканской программе агролизинга. Напомним, что в составленном Гармаевым представлении Счетной палаты говорится о многочисленных нарушениях законодательства со стороны Министерства сельского хозяйства Бурятии и ОАО «РАЛИК», о «нецелевом» и «неэффективном» использовании бюджетных средств.