Анонсированное несколько месяцев назад открытие нового автовокзала «Южный» в Улан-Удэ пока остается только в планах. Напомним, весной этого года в центре города, на улице Корабельная, было начато строительство нового городского автовокзала под названием «Южный»
Предполагается, что новый автовокзал станет транспортной связкой для маршрутов южного и юго-западного направлений (со стороны Кяхтинского и Кабанского районов Бурятии). Планировалось, что автовокзал будет открыт к июлю 2010 года, но этого не произошло.
Разъяснить ситуацию попросили зампредседателя Комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса РБ Александра Николаева. По словам чиновника, открытие автовокзала «Южный» перенесено на более поздний срок, ориентировочно, конец сентября. Александр Николаев пояснил, что таково решение инвестора из Иркутска – ЗАО «Управляющая компания «Унга» (генеральный директор В.А.Дмитриев).
Заметим, что идея строительства автовокзала была озвучена после того, как президент Бурятии Вячеслав Наговицын резко раскритиковал планы строительства элитного жилого комплекса на территории бывшего судостроительного завода. Посетив предприятие, он «дал понять, что республика «грохнуть» завод не даст: «Строить жилой комплекс на этом месте нельзя по нескольким причинам. Во-первых, нет инженерной инфраструктуры, и непонятно, как её вообще здесь получить. Второе – если сохранять завод, а мы будем это делать обязательно, то как можно строить жилье в промзоне? Понравится ли это людям, будет ли востребовано?»
Президент добавил, что есть множество решений этой проблемы, к примеру, создать на неиспользуемых площадях технопарк. Возможна и организация временной парковки для плавсредств жителей города. Главное, чтобы собственники были заинтересованы в развитии.
- При хорошем менеджменте предприятие имеет все шансы на успех, от предыдущего осталось много ценного: в первую очередь, затон глубиной 6 метров, который дает возможность выхода через Селенгу на Байкал. Есть все возможности организовать крупнотоннажное производство и производить продукцию для всей страны, – сказал Вячеслав Наговицын. И ещё раз подчеркнул, что главное – сохранить промзону, поскольку на создание новой потребуются колоссальные средства.
По словам главы республики, необходимо привлечь инвесторов, которые «в отличие от нынешних собственников, понимают стратегическое местоположение завода – близость железнодорожных, водных путей и уж точно не будут рассматривать градообразующее предприятие как возможность получения быстрых и легких денег» (цитируется по газете «Бизнес Пост» от 29.10.2008г.).
Тем не менее, на территории бывшего судостроительного завода вместо технопарка или обновленного производства уже появились торговый комплекс, вещевой рынок и продолжаются строительные работы. Можно предположить, что вопреки требованиям президента РБ все идет к созданию за счет промзоны, если не элитного жилого комплекса, то центра торговли и развлечений. А разговоры об автовокзале представляются своего рода «утешительным призом» для республиканской власти и позволяют управляющей компании «УНГА» выиграть время для полной реализации своих собственных планов. Совпадают они со стратегическими интересами Бурятии или нет – это для «инвестора из Иркутска» не так уж и важно.
Куда при этом смотрит Минтранс и другие ведомства экономического блока правительства РБ – вопрос нериторический.