12 июля президент Бурятии и председатель Национального фонда защиты детей от жестокого обращения обсудили проблему сиротства и кризисных семей, а также признали Бурятию удобным местом для открытия российско-американской школы по защите детей
Школа будет на Байкале
Председатель Фонда защиты детей Марина Егорова внесла предложение о постоянно действующей школе на Байкале.
- В рамках встречи Медведев – Обама было выделено много общего в работе российских и американских социальных работников. Формат, который от российской стороны я предложила для более удобного и качественного общения наших и зарубежных сотрудников, – это школа защиты детства, - говорит Марина Егорова, председатель Фонда защиты детей от жестокого обращения. – Можно было бы создать российско-американскую школу защиты детства или даже международную школу. И раз или два раза в год проводить встречи в вашей республике, например, на берегу Байкала.
Вячеслав Наговицын идею поддержал.
- Бурятия – очень удобное место для проведения таких мероприятий. Несмотря на сложную транспортную доступность, здесь есть все условия – доброжелательные люди, красивая природа и власть, которая настроена позитивно и готова полностью к проведению подобных мероприятий, - считает президент. – Кроме того, мы с депутатами Народного Хурала разрабатываем идею открытия подобного учебного центра на Байкале. Мы заинтересованы в том, чтобы он соответствовал всем требованиям и работал в круглогодичном режиме.
Проблемным семьям нужны помощники
Сейчас в республике запущен новый проект – «домашние помощники». В нем уже принял участие Мухоршибирский район. Домашним помощником может стать даже человек без специального социального образования.
– Этот домашний куратор приходит в кризисную семью, помогает решить проблемы. Например, в одной семье был тяжелый случай. Мать начала пить. Дети не посещали садик и школу. Но когда пришел домашний помощник, ситуация прояснилась – дети снова ходили на уроки, даже записались в кружок, мать перестала злоупотреблять алкоголем и больше внимания уделяла детям, – рассказывает Марина Егорова. – Причем куратор не должен заменять отца или мать, он должен оказать помощь со стороны. Идеальным вариантом было бы иметь в каждом поселении специалиста по профилактике социального сиротства. Он бы мог оказывать легкие формы реабилитации кризисным семьям. Для работы мы выделим машины и ноутбуки, чтобы быть постоянно на связи с центральным социальным отделом.
В Бурятии на данный момент выявлено около 546 семей на ранней стадии кризиса. Но снизилось количество лишений родительских прав, это радует.
Для запуска этого проекта уже рассмотрены Железнодорожный и Мухоршибирский районы. В ближайшее время команда социальных работников во главе с Мариной Егоровой посетит Курумканский район. В 2011 году планируется подключить уже все районы республики. Председатель Фонда видит только одно небольшое препятствие к этому – не все главы районов так активны. Но президент подал идею.
– Можно организовать выездные совещания. Главы районов просто не почувствовали, не ощутили сами всю ситуацию, поэтому надо показать, разъяснить, пояснить, - предложил Наговицын.
«Временные» семьи – это выход
Глава республики также подчеркнул, что пока важно преодоление нулевого этапа.
– Во-первых, нужно чтобы в детских домах не росло число детей. Во-вторых, чтобы это число постоянно уменьшалось, то есть, как можно больше семей оставляли приемных детей у себя, – подчеркнул президент. – Еще бы хотелось создать у нас в Бурятии нечто такое, что я лично видел в Америке: там у каждого социального центра есть своя база проверенных и задействованных семей двух видов. Первый вид – это семьи постоянные, приемные. Второй – временные, которые в любое время суток готовы принять ребенка, накормить, умыть его, уложить спать и содержать до тех пор, пока не решится дальнейшая его судьба. Ведь такая семья намного облегчает психическое состояние ребенка. Он находится в обычной обстановке, так сказать, гостит, но не попадает в обстановку детдома.
Председатель Фонда Марина Егорова подчеркнула, что Бурятия совершила прорыв в области социальной защиты детей и занимает третье место по России.