Мы не ждали, а вы приперлись. Крупные туроператоры Бурятии готовы обратиться к правительству республики с просьбой применить меры поддержки к стремительно развивающемуся в республике туризму
Речь идет о волевом распределении по календарю многочисленных форумов, конференций, симпозиумов и прочих собраний делового и научного мира, что позволило бы местной туриндустрии не в кошмарном темпе принимать гостей два месяца в году, а хотя бы четыре-пять месяцев.
Исходя из предположения, что основной целью приезда на форумы является все же деловое общение, в силах организаторов перенести хотя бы часть мероприятий на сентябрь, когда на Байкале стоит ничем не уступающая лету осенняя красота. По-человечески понятно, но с экономической точки зрения нерационально фактически одновременно проводить два таких масштабных события, как Байкальский образовательный форум, где приняло участие более 600 человек, и международную конференцию “Приоритеты Байкальского региона в азиатской геополитике России”, посвященную 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав российского государства. Плюс в это же самое время в Улан-Удэ прошел форум птицеводов России. Одно дело, когда желающие поучаствовать в обоих мероприятиях граждане, в том числе и журналисты, лишены такой возможности. Можно себе представить, в каких авральных условиях проходит размещение, питание, транспортировка приезжих в республике, все еще не могущей похвастаться достатком хорошего гостиничного сервиса. Получается, что именно летом, когда поток гостей в солнечную республику итак с избытком, мы его, конечно, из лучших побуждений усиливаем до такой степени, что рискуем получить в итоге совершенно обратный эффект.
В этой связи наверняка вполне уместно, говоря о государственной поддержке туристического бизнеса, предпринять меры по разумной организации делового туризма — проведению форумов, конференций, симпозиумов в порядке некой условной очередности. Несколько растянув таким образом туристический сезон, мы бы дали турфирмам возможность гораздо дольше, чем два месяца в году, задействовать свои средства размещения и сервиса.
Озабоченность туроператоров в первую очередь связана с неготовностью местной туриндустрии к возросшему потоку приезжающих в солнечную Бурятию. Причем этот поток вырос не за счет рыночной и прогнозируемой конъюнктуры, а исключительно благодаря лоббизму правительства Наговицына в проведении в регионе мероприятий всероссийского и международного масштаба. При таких темпах развития конгрессного туризма у будущей туристско-рекреационной зоны на Байкале появляются реальные перспективы стать прибыльным и заметным сегментом рынка в региональном бюджете. Конгрессный туризм является специфическим турпродуктом, где главную роль играют инициаторы и организаторы деловых мероприятий. Пока региональной власти можно только поаплодировать за проделанную работу.
Обязательным условием отнесения конференции или форума к рынку конгрессного туризма является проведение его вне помещения организации, выступающей инициатором конференции. С этим пока плохо, современные отели с оборудованными конференц-залами на Байкале существуют лишь в проектах. Приходится задействовать залы правительства.
Огромным плюсом конгрессного туризма для принимающей стороны является то, что основная часть участников оплачивает расходы не из личного кармана и поэтому не особо вникает в стоимость услуг проживания и питания, а собственные средства в основном расходует на развлечения и сувениры. Такие условия способствуют достаточно высокой рентабельности для турбизнеса. Велик соблазн совместить приятное с полезным за чужой (бюджета, компании) счет и не только решить свои деловые вопросы, но и отдохнуть в новых местах.
Удаленность Бурятии от центральных районов России, высокая стоимость транспортных расходов, короткий летний сезон ставят под сомнение благоприятные перспективы развития туристско-рекреационной зоны на Байкале в традиционном туристическом сегменте. Конгрессный туризм является именно той нишей, которая может “вытащить” развитие всего туризма в Бурятии на должный уровень при условии неугасающего “энтузиазма” республиканской власти.
Деловые круги России готовы ехать на Байкал. Это подтверждает проведенный на днях форум птицеводов России в регионе, где местного птицеводства практически нет.
В сложившейся ситуации власти могли бы поддержать уже существующий, хоть и в зачаточном состоянии, туристический, гостиничный бизнес путем заблаговременного и более детального информирования о предстоящих мероприятиях в плане ожидаемого количества участников и требований к условиям проживания, питания и прочих услуг. Бизнесу необходимо время, чтобы заранее рассчитать свои возможности, преподнести их в максимально лучшем виде, изготовить рекламную продукцию и постараться оставить у гостей республики только приятные воспоминания.
Тогда это будет реальным примером частно-государственного партнерства.