Происшествия
4099

Художественный музей Улан-Удэ, возможно, лишился ценного полотна

При пожаре в реставрационном центре Грабаря, возможно, погибла картина Айвазовского из улан-удэнского Художественного музея имени Сампилова

При пожаре в реставрационном центре Грабаря, возможно, погибла картина Айвазовского из улан-удэнского Художественного музея имени Сампилова



Страшный пятичасовой пожар случился 15 июля, в Москве в реставрационном центре имени Грабаря на улице Радио. Огонь вспыхнул на крыше здания из-за применения паяльных ламп при ремонте кровли. Общая площадь возгорания составила 2 тыс. кв. м.

Пожару была присвоена третья по 5-балльной шкале категория сложности. В тушении были задействованы три вертолёта КА-32. Всего на месте происшествия работали 240 человек, использовалось 65 единиц техники.

При тушении погибли двое пожарных – Александр Дымчиков и Вячеслав Шашин. Практически полностью выгорел верхний этаж здания. Подвал и первый этаж были залиты пеной и водой. Ещё неделю из здания будут спасать картины, иконы, скульптуры, предметы мебели. Для возобновления работы реставрационного центра потребуется полная перестройка здания.

По данным специально созданной комиссии при Министерстве культуры России, на момент возгорания в здании Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика Грабаря находилось около 1,5 тыс. произведений искусства. 400 работ – коллекция центра, остальные – из различных музеев России и частных собраний. Сейчас большая часть работ перевезена в музеи Москвы, наибольшее количество работ приняли в хранилище Минкульта и в музее Андрея Рублева.

По словам Натальи Уваровой, главы пресс-службы Министерства культуры РФ, работы, находившиеся в специальном хранилище с толстыми бетонными стенами, практически не пострадали. Сильно повреждены произведения искусства, которые находились на реставрации в отделах центра, в том числе ковры, скульптуры. Им потребуется повторная реставрация.

Точный список работ, погибших в огне при пожаре, до сих пор не составлен.Но уже известны первые потери: скорее всего, утрачена картина Джорджа Доу «Александр I на коне» из Оружейной палаты Московского Кремля. В момент возгорания над ней как раз трудились реставраторы.

Находилась на реставрации и картина «Пейзаж» работы И.К. Айвазовского из фондов Художественного музея имени Ц. Сампилова (г. Улан-Удэ).

По словам сотрудников Художественного музея им. Ц. Сампилова, эта картина прибыла в Бурятию в 1949 году из Русского музея (Санкт-Петербург), в 1979 году была отправлена в филиал Государственного реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, который располагался в Иркутске. Из-за отсутствия финансирования картина не была отреставрирована. В 1990-е годы центр расформировали, и картина была возвращена в музей.

В октябре 2009 года художник-реставратор музея Виктория Рабжаева доставила «Пейзаж» в реставрационный центр им. И.Э. Грабаря в Москве. Накануне пожара сотрудники музея связались с центром. Там сказали, что работа Айвазовского отреставрирована и направлена в хранилище.

Узнав о пожаре, администрация музея повторно связалась с центром Грабаря, но не смогла получить исчерпывающего ответа – судьба «Пейзажа» Айвазовского остается неизвестной. Картина, рыночная стоимость которой оценивается в несколько сотен тысяч долларов США, не застрахована.

На официальном сайте Министерства культуры России сообщается о том, что специальная комиссия по оценке ущерба и последствий пожара будет работать около месяца. За это время будет произведен полный учет произведений, оценены состояние всех работ и степень их сохранности, предприняты реставрационные действия для пострадавших произведений и восстановлена документация.

Справка:

Техническая характеристика картины Айвазовского «Пейзаж» (1856) на момент сдачи на реставрацию:

Холст, масло, 92,5х144,5. Картина находится в аварийном состоянии: подрамник и оборот холста сильно загрязнены, утрачены клинки, общая деформация основы и деформация по внутренним граням подрамника и от утрат основы, множественные мелкие прорывы (без утрат нитей холста), утраты красочного слоя и грунта до основы травматического характера по зеркалу картины, полная деструкция лаковой пленки и разложение (помутнение), следы от брызг, многочисленные царапины с загрязнением, загрязнения носят как надлаковый, так и подлаковый характер, в правом нижнем углу имеется авторская подпись по сухому красочному слою красной краской (Айвазовский, 1856).

Реставрационный центр имени академика Грабаря, основанный в 1918 году по инициативе выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря, был одним из ведущих реставрационных и экспертных центров в России, сюда привозили для реставрации и экспертизы как музеи, так и частные коллекционеры. В центре имелась суперсовременная аппаратура, а спектр услуг реставрации и экспертизы включал в себя самые разные направления: от живописных работ до предметов декоративно-прикладного искусства – ковров и фарфора. За всю историю в центре были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая «Троица» Рублева, «Богоматерь Владимирская», а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях