Молодой ученый из Англии, пишущий диссертацию по истории русского старообрядчества, приехал в Бурятию и здесь стал «оглашенным» членом Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ)
После совершения «чина оглашения» у старообрядцев аспирант Кембриджского университета Доменик Мартин стал Доментианом Мартияном.
Наука требует жертв
25-летний Доменик приехал в Россию больше года назад. Первые три месяца он изучал русский язык в Санкт-Петербурге, затем участвовал в этнографической экспедиции на Дунае в Украине, а в октябре 2009 года впервые при-ехал в Бурятию.
— Мой научный руководитель, известный в Кембридже профессор антропологии Каролина Хамфри, много писала о Бурятии, у нее здесь много знакомых, — рассказывает ученый-антрополог Доменик Мартин. — Первый раз она приезжала в Бурятию в 1968 году и три летних месяца жила в колхозе в Селенгинском районе. Тогда она изучала монгольскую и бурятскую культуру. Второй раз, в 90-е годы, объектом ее исследования были изменения в жизни людей в городах Сибири в постсоветский период (недавно в прессу попали переводы работ К. Хамфри о «молодежных бандах» и «маршрутной мафии» в Улан-Удэ. — С.Б.). Тогда же она побывала в нескольких старообрядческих селах Бурятии. И когда я несколько лет назад сказал Каролине о своем интересе к традициям русских староверов, она мне рассказала о том, что они, эти традиции, лучше всего сохранились в Бурятии и что она сама видела этих людей, которых здесь называют семейскими.
С осени прошлого года исследователь собирает материал для своей научной работы в государственных архивах Бурятии и Иркутской области, встречается с представителями староверов в Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке, в семейских селах нашей республики и в Приморье. Все это время он живет у старообрядцев и полностью погружен в их быт и культуру. Кроме того, Доменик Мартин соблюдает все предписания и строгие ограничения, характерные для жизни христианина-старообрядца. Уроженец «туманного Альбиона» по нескольку раз в день читает молитвы на старославянском языке, посещает все церковные службы староверов, выдерживает все многочисленные посты, полностью отказался от алкоголя и курения. За время своих путешествий по Забайкалью и Дальнему Востоку вместе со своим наставником, старообрядческим священником Елисеем Елисеевым сын госслужащего-католика и учительницы-протестантки из Глазго прошел «чин оглашения» у русских раскольников, то есть стал как бы «кандидатом на крещение», проходящим ознакомление с учением старообрядчества.
Оглашенный Доментиан
— Оглашение — это состояние подготовки к крещению. Когда человек оглашается, он может молиться, присутствовать на богослужениях, а дальше он волен сам выбирать — креститься или не креститься, — говорит старообрядческий священник, протоиерей Елисей Елисеев. — В данном случае не устанавливаются ни время, ни условия крещения. Но хочу отметить успехи Доментиана. За то небольшое время, что он находится здесь, он не только изучил русский язык, но и на славянском читает лучше многих наших староверов!
В Улан-Удэ «оглашенный» старовер Доментиан Мартиян живет в районе старой барахолки в доме причта старообрядцев, где находится небольшая домовая церковь со старинными иконами и настоящим алтарем. Рядом во дворе возводится здание новой деревянной церкви Верхнеудинской общины РПСЦ, «христиан, временно вышедших из канонического подчинения Московской митрополии РПСЦ». Различия между староверами и разногласия в современном русском старообрядчестве, скорее всего, тоже найдут отражение в будущей диссертации молодого ученого из Кембриджа. Недавно он побывал у староверов-«австрийцев» в селе Ягодное, а завтра уже уезжает в Иркутск для работы в архивах. Но для него это не только научная работа, но и «работа над собой».
— По крещению я, как и мой отец, католик. Мама у меня протестантка. Нельзя сказать, что еще год я был в полном смысле верующим человеком. Одно дело, когда ты только один раз в неделю по воскресеньям приходишь в церковь, а дальше у тебя начинается обычная жизнь и ты забываешь о Боге. И совсем другое, когда ты живешь здесь, постоянно молишься. Каждый вечер мы беседуем о Боге с отцом Елисеем, вместе читаем священные книги. Идет постоянный непрерывный философский процесс, в котором ты на самом деле ищешь ответ на вопрос о том, что такое Бог, что такое вера, какое ты занимаешь положение по отношению к Богу и как ты сам можешь что-то сделать для Него? Я точно могу сказать, что после приезда в Россию моя вера значительно укрепилась! Я очень уважаю людей, с которыми я здесь общаюсь. Я очень благодарен им за то, как приняли меня, как они открыты и откровенны, за то, что они мне дают. Я, по сути, чужой человек, стал для них своим, — рассказывает аспирант-антрополог из Кембриджа Доменик Мартин.
Правда и истина
За год со времени своего ухода «из мира» Доменик уже привык к более аскетичной жизни. В отличие от многих современных молодых людей он не считает большой проблемой исполнение «строгих» ограничений старообрядчества.
— Я, конечно, раньше пробовал курить, но мне это не нравится. Сейчас я не курю. Что же касается ограничений в еде, то, например, сегодня мы постимся, не едим мяса. Но рыбу есть можно! На мой личный вкус я предпочитаю рыбу мясу, а также овощи и фрукты. Отец Елисей и раньше говорил мне, что не так уж трудно жить по этим законам, и я в этом сам убедился, — говорит неофит-старовер.
Гораздо сложнее сегодня для англичанина принять концепцию его новых друзей, которая заключается в том, что «древлеправославие» — это то истинное христианство, которое со времен Иисуса Христа и образования церкви в Константинополе и до наших дней сохранилось в чистоте только в традициях старообрядцев.
— В английском языке нет различия между словами «правда» и «истина», у нас для обозначения этих понятий есть только одно слово truth, — делится своими сомнениями Доменик Мартин. — Но истину ищут все люди, и в Англии люди тоже хотят знать, что такое истина. В этом смысле у отца Елисея и таких людей, как он, очень сильная позиция. Я не говорю, что я согласен со всем, что они говорят, но мне сейчас трудно спорить с этим. Особенно когда я сам вижу, как эти люди стараются жить настоящей христианской жизнью.
Домой в Кембридж
Осенью Доменик уедет в Кембридж, где у него будет время для анализа научных фактов, которые он собрал у староверов Бурятии. За год, что его не было на родине, в Англии после кризиса к власти пришли консерваторы со своим новым премьер-министром Дэвидом Кэмероном, в популярной музыке сменились лидеры хит-парадов, а сборная Англии по футболу в Южной Африке с треском проиграла «проклятым» немцам в четвертьфинале чемпионата мира. На «национальную трагедию» своих соотечественников-британцев Доменик Мартин сегодня смотрит философски.
— Люди в Англии очень горды тем, что они создали футбол, и каждый раз думают, что именно на этом чемпионате они станут чемпионами. И каждый раз получается, что бразильцы или немцы забирают Кубок мира. Может быть, не стоит нам так гордиться! — смеется молодой ученый. — Теперь о том, что касается смены правительства и увлечений молодежи. Моя семья всегда голосовала за лейбористов, но то, что на последних выборах с небольшим перевесом победили консерваторы, это не страшно. Отсюда, из России, мне кажется, что разница между тори и лейбористами не такая уж большая. Хотя у нас люди всерьез считают одну из этих партий «правой», а другую «левой»! Молодежь же всегда бывает увлечена чем-то новым, интересным для нее. Но говорить так: «О! Какая плохая молодежь! Они не ходят в церковь!» — я считаю неправильным. Я тоже молодой человек, и тоже люблю музыку и занимаюсь футболом. А то, что я попал сюда, то, что я погружен в эту новую для себя культуру и стараюсь соблюдать принципы религии... (задумался) может быть, я не совсем обычный молодой человек (смеется)!