Просыпались ли вы когда-нибудь во сне, когда еще спите? Если да, то вы поймете все в этом фильме.
«Сон — как раз единственный отрезок времени, когда мы свободны. Во сне мы позволяем нашим мыслям делать, что им хочется» (Бернард Вербер)
О Нолане
Кто такой Кристофер Нолан? Это человек, сделавший продукцию Голливуда более философской и глубокой по смыслу. На его счету такие нестандартные фильмы, как «Помни» (Memento), «Престиж» (The Prestige), «Бэтмен»: «Начало» (Batman begins) и «Темный рыцарь» (The Dark Knight).
Кристофер Джонатан Джеймс Нолан родился 30 июля 1970 года в Лондоне. Отец Кристофера был англичанином и занимался рекламными проектами, мать — американкой, работавшей стюардессой. Детство мальчик провел, разъезжая между двумя странами — Англией и Америкой (по достижении совершеннолетия он получает двойное гражданство). В возрасте 7 лет Кристофер посмотрел «Звездные войны» Джорджа Лукаса и с тех пор стал грезить кино. С помощью отцовской 8-миллиметровой кинокамеры, он начинает снимать первые работы с участием собственных игрушек. По мере взросления его стремление к кинематографу лишь возрастает. Поступив в Лондонский университет на факультет английской литературы, Нолан снимает несколько короткометражек.
Полнометражный дебют Нолана «Преследование» оказался на удивление тонкой, интеллигентной детективной историей. В фильме рассказывается необычная история писателя, наблюдавшего за прохожими в поисках вдохновения. Начиная с достаточно тривиальной жизненной ситуации, Нолан постепенно ускорял темп повествования, с каждым кадром все больше затягивая зрителя, погружая его в водоворот событий. Нехарактерная для того времени манера повествования (сдвиги эпизодов по времени), черно-белая (и не самая качественная) пленка, обилие простых, но тщательно выстроенных сцен — все эти особенности ленты Нолана заставили обратить на него внимание не только киноманов, но и представителей крупнейших голливудских студий.
Затем был снят неординарный «Помни» (Memento). Фильм о человеке, который помнил только последних 15 минут. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Его спутники — фотоаппарат «Полароид» и татуировки на теле. Главный вопрос — почему наказанных больше, чем виноватых?
Ну и феноменальный успех пришел к Нолану после фильмов о Бэтмене — «Бэтмен»: «Начало» и «Темный рыцарь».
«Бэтмен»: «Начало» рассказал нам историю появления защитника города. История о том, как можно победить свой самый страшный кошмар детства, просто став им (летучая мышь), и о том, ради чего нужно защищать этот падший город, погрязший в коррупции и грехах.
А «Темный рыцарь» оказался идеальным современным кинокомиксом, с точно подобранными актерами, безупречным балансом экшена, драмы и триллера… Но, сознательно или подсознательно, зрители восприняли творение Нолана как воплощение страхов современного общества и одновременно реализацию мечты жителя большого города. Мечты, что есть защитник, который вопреки всему спасет жителей от сумасшедших террористов, но при этом не будет извлекать из своего подвига пиар-выгоды. Мечты, что обычные люди и даже самые отпетые преступники перед лицом смертельной опасности сплотятся и не казнят друг друга.
О Снах
Фрейд является основателем психоанализа (анализ души). Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. Согласно Декарту, Локку и Канту, природа наделила каждого индивида свободой воли. Способность совершать свободный выбор составляет наиболее глубокую сущность индивида и связана с сознательным «Я». Фрейд трактует это мнение о человеческой психике (душе, psyche) как иллюзию. Сознательное «Я» является только вершиной могучей, бессознательной ментальной жизни. Ну а само бессознательное, по мнению Фрейда, можно оценить и проанализировать благодаря сновидениям.
Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком: образы, желания, намерения, рассуждения, — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает и бессознательные желания получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.
Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны.
Это — сексуальные желания (в том числе и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами, например инцест); ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада»).
Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.
Механизмами «работы сновидения» являются сгущение, смещение, драматизация и символизация сновидений. Подсознание, таким образом, прибегает к использованию «артистических» средств. В этом смысле в наших сновидениях все мы являемся актерами.
Сгущение, например, состоит в том, что в сновидении событие может представлять несколько различных желаний. Смещение является процессом, в котором важное для нас событие или лицо выражается в сновидении незначительным намеком или как что-то нам не знакомое. Нечто подобное может случиться, когда полностью тривиальное по содержанию сновидение связано со страхом или сильными эмоциями. Похожим образом символизация оказывается вариацией искажения. Например, мужские гениталии могут быть заменены подобными им по форме объектами, вроде консервной банки, зонтика, ножа и револьвера. Женские гениталии символически представляются объектами, которые окружают пустое пространство и могут содержать другие объекты (пещеры, ящики, комнаты, здания и т.д.). Фрейд далее утверждает, что скрытые мысли сновидения подвергаются цензуре. Упрощенно можно сказать, что вытесненные и запретные желания должны пройти «цензуру», чтобы проявиться в сознании. Чтобы избежать цензуры, работа сновидения трансформирует скрытые мысли сновидения в явное содержание сновидения. Сновидение, как мы его вспоминаем, содержит секретное, закодированное сообщение, которое контрабандой допускается в наше сознание. Мы можем смотреть на явное содержание сновидения, как на ребус, который должен быть разгадан. Только тогда, когда психоаналитик разгадывает код, сновидение получает новый смысл.
О фильме «Начало»
Американский фантаст Филип Дик дал когда-то исчерпывающее определение реальности — это то, что не перестает существовать, когда в нее перестаешь верить.
Мы видели много фильмов разных жанров о снах в реальности или реальностях сна — культовая «Матрица», мистический «Темный город», странный «Воображариум Доктора Парнаса», хоррорная «Клетка», жестокие «Потрошители» и мрачный «Остров Проклятых».
Но этот фильм выводит грань снов на новый, безумно высокий уровень качества и красоты.
….That my days have been a dream;
Yet if hope has flown away
In a night, or in a day,
In a vision, or in none,
Is it therefore the less gone?
All that we see or seem
Is but a dream within a dream.
Не ошиблась ты в одном —
Жизнь моя была лишь сном.
Но мечта, что сном жила,
Днем ли, ночью ли ушла,
Как виденье ли, как свет,
Что мне в том — ее уж нет.
Все, что зрится, мнится мне,
Все есть только сон во сне.
Эдгар По. «Сон во сне»
Первоначальная идея этого фильма возникла у Нолана во время обучения на бакалавра английской литературы, когда ему очень понравилось стихотворение Эдгара По «A dream within a dream». Именно тогда будущий великий режиссер поймет, что больше всего хочет снять фильм, смысл которого можно было бы описать последней строкой из этого стихотворения: «Все, что мы видим, все, что нам кажется, — это только сон в пределах сна».
Все его колоссальные в финансовом плане проекты типа «Темного рыцаря» стали лишь подготовкой руководства Голливуда к наделению его ими неограниченной финансовой свободы для съемки полностью самостоятельного творческого проекта из мира психологии и литературы.
6 стран, 4 континента, 30-метровый вращающийся коридор дома, минимум компьютерных эффектов. Только ради того, чтобы лучше погрузить нас в атмосферу фильма. И это действительно круто! Два с половиной часа прошли как пять минут сна.
Почему так называется фильм?
Потому что самый главный паразит – это идея. Идея способна изменить мир и поменять историю. Управляя снами, можно забраться в подсознание любого человека и похитить самое важное — идею. Это начало.
Дом Кобб — талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил.
И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого ему нужно совершить невозможное — инициацию. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда спецов должны будут провернуть обратное. Теперь их задача — не украсть идею, а внедрить ее. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением.
В чем заключается тайна настоящего мастерства? Мастер берет любой простейший обычный элемент и с помощью него создает шедевр. Так, из камня появляются божественные скульптуры, а на холсте остаются бессмертные картины. Нолан берет сон в качестве простейшего элемента и создает на основе сна уникальные фантастические миры воображения. Во время просмотра невольно думаешь о «Матрице». Только в «Матрице» люди не знали, что это сон, и были рабами сна, а в «Начале» герои осознают, что находятся в чужом или своем сне и пытаются изменить течение событий сна.
Динамика фильма полностью построена на великолепной музыке Ханса Циммера. Он управляет нашим вниманием так, как будто мы видим идеальный сон, в котором есть внутренние миры других людей. Удивительная гармония видеоряда и музыкального фона.
Фильм снят необычно. Большинство спецэффектов сделаны в реальности без компьютерных технологий. Здесь люди летают в невесомости, а локомотив действительно едет по центральной улице мегаполиса.
Снимать кино в 3D Нолан не собирается. Он поклонник объективов с фиксированным фокусным расстоянием, так что заставить его перейти к специальным камерам, которыми Джеймс Кэмерон снимал «Аватар», будет невозможно. Ракурсы в фильме разные, атмосфера в разных снах соответствующая снам. В головах безумных мы находимся в нелогичных и нелинейных мирах, а в головах архитекторов видим идеальные дома и улицы.
Леонардо ДиКаприо великолепен! Вся боль, все переживания и муки внутреннего мира передаются напрямую зрителям. Мы чувствуем боль утраты, тяжелое чувство вины и легкую радость победы благодаря высочайшему уровню мастерства этого актера. ДиКаприо может нравиться или нет, но другого актера сложно представить в роли человека, делающего сложный выбор во сне и наяву. Другие актеры также являются мастерами своего дела. Кен Ватанабе в роли Сайто очень харизматичен и брутален. Киллиан Мерфи также загадочен и обаятелен, как и Доктор Крэйн в «Бэтмен»: «Начало». Ну а Марион Котийяр действительно достойна уже заслуженного Оскара.
Итог
Спим мы или нам это только кажется? «Начало» — многослойный многоуровневый психологический детектив, собравший в себе отлично снятые элементы всех жанров: фантастический мир снов, боль потерянной любви, жесткий правдивый экшен и вечно актуальная драма отцов и детей. Ради чего стоит проснуться? Ради детей и любимой семьи. Таков ответ режиссера.
Смотреть обязательно. Лучше — несколько раз.
P.S.:
На кинофестивале в Лос-Анджелесе Нолан поразил посетителей кинофестиваля своим отношением к Интернету («Я особо не читаю, что там пишут») и к связи («Я не пользуюсь ни мобильными телефонами, ни электронной почтой. Благодаря этому у меня появляется время на размышления»).
Любимая картина Нолана "Относительность" Маурица Эшера (год создания 1953)