1 октября Улан-Удэ получит первый подарок к празднованию 350-летия присоединения Бурятии к России. В столице республики откроется набережная реки Селенги, которой так не хватает нашему городу, где протекают две реки. Жители города смогут оценить работу управляющей компании «УНГА», которая в настоящее время ведет активные работы по строительству набережной.
Улан-Удэ получит скульптуру Даши
Еще одной – практически сенсационной – новостью является то, что на будущей красивой набережной, украшенной сквером, фонарями и изгородями на берегу реки, встанет монументальная скульптура работы известного мастера Даши Намдакова. Наконец-то в Улан-Удэ появится долгожданное творение нашего бурятского творца с мировой известностью.
Монументальные работы Даши есть в Усть-Ордынском, Астане (Казахстан). Готовится возведение монумента в Иркутске. В настоящее время уже готов макет скульптуры, в скором времени Даши Намдаков и председатель совета директоров управляющей компании «УНГА» Владимир Дмитриев планируют проведение презентации скульптуры. «Моя основная деятельность – это выставки, – сообщил «Новой Бурятии» Даши. – Очень редко берусь за монументальные работы. Тем не менее для Улан-Удэ я давно хотел сделать такую скульптуру. И она уже существует в макете. 7 августа в Пьетро-Санта в своей мастерской в Италии я провожу презентацию скульптуры «Золотая Шория», которая чуть позже украсит г. Таштагол – столицу Горной Шории Кемеровской области. После этого – Улан-Удэ».
Как сообщил скульптор, вместе с Владимиром Дмитриевым он уже осмотрел территорию будущей набережной, вместе они определили местоположение скульптуры. «Мне очень импонирует подход Владимира, с которым давно дружу, к решению производственных и финансовых проблем. Здесь он снова показал широту своего мышления – создал в центре города очень красивое место и сохранил судостроительный завод. Это здорово, что в столице Бурятии есть такие инвесторы».
УК «УНГА» подготовила площадку для творчества Даши, и теперь представители бизнеса могли бы поучаствовать в ее возведении. Ведь при создании «Золотой Шории» по заказу губернатора Кемеровской области Амана Тулеева бизнесмены региона собрали средства, что называется, «по кругу».
На средства компании
– Городу не хватает красивой набережной, – отметил 2 августа на совместной пресс-конференции с заместителем председателя правительства РФ Алексеем Кудриным сенатор от Бурятии Виталий Малкин. – Улан-Удэ – единственный город в России, стоящий на реке, который не имеет благоустроенной набережной. Всю красоту закрывают промышленные здания, большинство из которых сегодня пустует.
Г-на Малкина поддержал и министр финансов РФ Алексей Кудрин: «Набережная нужна, здания заводов можно с помощью бюджетных средств перенести, сохранив производство», – заявил вице-премьер. Такие средства пригодились бы и для благоустройства примыкающего к набережной микрорайона. Если бы денег было больше, то и улицу Ербанова вывести к реке можно было бы быстрее, как и предусматривается проектом.
И, действительно, в центре города в шаговой доступности от площади Советов, улиц Борсоева, Смолина и других центральных улиц на участке береговой линии Селенги, как бы отвечая на чаяния как жителей столицы, так и высокопоставленных чиновников разместятся рекреационная зона, сквер, торгово-развлекательные центры и новый автовокзал.
И, оказывается, еще в феврале президент Бурятии Вячеслав Наговицын дал задание привести в порядок городскую набережную к празднованию 350-летия вхождения Бурятии в состав России. 9 февраля 2010 года в ходе работы оргкомитета по подготовке к празднованию 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства был представлен план благоустройства города. Основной упор в этом плане был сделан на ремонт и приведение в порядок улиц и территорий города, а также на световое оформление, безопасность дорожного движения. Жители города в течение лета имеют возможность наблюдать за масштабными дорожно-строительными работами в центральных районах города.
В целом план был рассчитан на 960 млн рублей – эта сумма выделялась на 2010 и 2011 годы. Однако о состоянии набережной в плане ничего не было, и мероприятия по ее благоустройству не были прописаны, хотя, конечно, проблему по набережной признают все.
Отчасти дело здесь в юридических тонкостях (фактически набережная как таковая является дамбой, то есть гидротехническим сооружением), отчасти же – в отсутствии достаточного количества финансовых средств. Как 9 февраля на заседании оргкомитета отметила и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства Ольга Зильберман, благоустройство набережной «требует комплексного подхода, а на это нужны большие деньги, которых в распоряжении муниципалитета пока нет».
По общему мнению, провести благоустройство дамбы целиком невозможно в рамках бюджета празднования 350-летия присоединения Бурятии к России, значит, все эти работы необходимо рассматривать в рамках отдельного мероприятия. И президент Бурятии, и представители мэрии, и члены республиканского правительства тогда дружно согласились, что средств на такое комплексное благоустройство набережной нет. Более того, их и не предвидится вплоть до 2012-2013 годов.
Однако воля президента Бурятии по благоустройству набережной Селенги все-таки нашла свое воплощение благодаря активной деятельности собственника территории Улан-Удэнского судостроительного завода – управляющей компании «УНГА».
Вообще речь о необходимости благоустройства набережной в Улан-Удэ идет давно. В последний раз громко об этом в 2009 году заявлял бывший главный архитектор города Владислав Итыгилов. Тогда он представлял план реконструкции набережной: предложения по застройке набережных рек Селенги и Уды. Реконструкция включала в себя устройство стенки, тротуаров, освещение, малые архитектурные формы, строительство крытого аквапарка, детского кафе, ресторанов, закусочных, магазинов, автостоянок и так далее.
Еще 31 марта 2007 года в газете «Коммерсантъ» в Восточной Сибири» была опубликована статья «Вторая жизнь судостроительного завода», которая рассказывала о прошлом, настоящем и будущем Улан-Удэнского судостроительного завода (УУСЗ). В 2001 году на это предприятие, которое в то время находилось в крайне критическом состоянии, пришла управляющая компания «УНГА». Для вывода предприятия из кризиса была разработана соответствующая программа, основной частью которой стало сохранение производственного профиля завода. Это было непросто, ведь многие судостроительные заводы в России и на территории СНГ просто прекратили свое существование и были снесены с лица земли. Однако в Бурятии на УУСЗ были сохранены производственные мощности, трудовой коллектив и даже в условиях затяжного кризиса в судостроении были получены заказы на производство судов.
Составной частью антикризисной программы судостроительного завода стало высвобождение избыточных производственных площадей. Часть территории завода площадью в 15 га была отведена под строительство современного микрорайона. Председатель совета директоров УК «УНГА» Владимир Дмитриев предложил дополнения к Генеральному плану г. Улан-Удэ в виде строительства выхода центральных улиц на берег реки Селенги через пустующие территории завода, обустройство набережной. Уже тогда предполагалось, что такое строительство преобразит вид города в лучшую сторону. Эти предложения были позитивно приняты мэрией города, они были включены и в Концепцию развития города Улан-Удэ, и в Генеральный план столицы.
Новый транспортный узел
До 2010 года шла планомерная подготовительная работа – составлялись планы, изыскивались средства, подготавливались рабочие площадки. И в этом году стало реальным начать проведение в жизнь существующих планов и намерений. И с февраля этого года уже были начаты работы по благоустройству территории набережной от рынка «Народный» до судостроительного завода. Проект строительства набережной был создан несколько лет назад, и в его реализацию УК «УНГА» уже вложила около 600 млн рублей.
Так, к новой набережной выйдет улица Ербанова. Ее ширина составит 12 м, длина – 500 м. На ее пути будут снесены все постройки, и по этой улице из центра города можно будет попасть к реке Селенге. Уже действует улица Профсоюзная, которая была реконструирована в этом году. Кстати, здесь, на Профсоюзной, удобно расположился в трехэтажном здании диагностический центр «Ритм». Кроме того, рядом с набережной планируется построить транспортную развязку, которая сможет частично разгрузить от пробок центр города.
Рядом с набережной будет находиться новый автовокзал «Южный», к которому перейдут функции старого автовокзала. Возможно, что к новому автовокзалу будет перенесена и конечная остановка автобусов на улице Банзарова. Обслуживать автовокзал будет те же направление, и уже планируется внести изменения в маршрут движения четырех городских маршрутов для связи автостанции с районами города. Это решение было принято совместно с Министерством транспорта РБ, по строительству и запуску нового автовокзала периодически проходят совещания министерских работников с представителями УК «УНГА». В планах Минтранса РБ – продолжить развитие транспортной инфраструктуры на этой территории. Здесь в перспективе планируется создать полноценный речной порт. Через него можно будет наладить водное сообщение с Новоселенгинском и всеми портами Байкала как на бурятской, так и иркутской сторонах.
Народная набережная
На остальной территории, прилегающей к набережной, возводятся несколько торговых центров и супермаркетов – планируется введение в эксплуатацию продовольственного рынка и рынка строительных материалов. Рядом с будущей набережной уже работает рынок «Народный», который привлекает жителей города своими демократичными ценами. ООО «Народный» – дочерняя компания УК «УНГА» – занимается вводом в строй торгово-развлекательного центра – мегамолла, аналогов, которому нет ни в Улан-Удэ, ни в Иркутске. «В этом торгово-развлекательном центре разместятся пять кинотеатров, боулинг, развлечения для детей, магазины и так далее. Под все торговые и административные площадки мы формируем пул арендаторов, уже есть предложения», – сообщил исполнительный директор ООО «Народный» Александр Жолобко.
На территории, прилегающей к набережной, на очень больших площадях уложен асфальт, еще на значительных участках он будет укладываться в ближайшее время. Это около 2 тыс. кв. м асфальта только для набережной, 10 тыс. кв. м для автовокзала и около 6 тыс. кв. м – улица Ербанова вместе с тротуаром. Для этого потребовалось переместить около 30 тыс. куб. м грунта. «Мы принципиально отказались от плитки, чтобы девушкам на каблуках было удобнее ходить», – сказал Александр Жолобко.
По словам исполнительного директора ООО «Народный», практически полностью построена вся инфраструктура микрорайона – теплотрассы, водо- и электроснабжение – уже, а в настоящее время ведется активное строительство зданий, асфальтирование территории. К 1 октября набережная, торгово-развлекательный центр и автовокзал «Южный» будут сданы в эксплуатацию. Все остальные работы по возведению нового микрорайона будут проводиться в дальнейшем поэтапно, в плановом порядке.