Досуг
1941

Автор музыки фильмов, прославивших Монголию, выступит на фестивале «Голос кочевников»

В июле этого года на фестивале Ридду Ридду в Норвегии состоялся показ фильма ДВА КОНЯ ЧИНГИС-ХАНА / CHINGISIYN HOYOR ZAGAL (The Two Horses of Genghis Khan), где главную роль сыграла уже известная и любимая многими в Бурятии певица Урна Чахар-Тугчи, звезда фестиваля «Голос кочевников-2009»

В основе сюжета история одной певицы из Монголии, давно живущей в другой стране, которая возвращается на родину, чтобы найти старинную песню «Два коня Чингис-Хана» - об этой песне она слышала в детстве от бабушки. Документальная драма, где Урна сыграла саму себя, не просто поразила зрителей норвежского фестиваля, она разбила им сердце.

 В финале картины многие аплодировали, не скрывая слез. Искренность и талант Урны не могли вызвать иной реакции, но музыка в фильме и пронзительный голос певицы тоже сыграли свою роль. Над саундтреком работал Дагван Ганпурэв, создатель и руководитель группы «Буртэ», которая 17 августа выступит на фестивале «Голос кочевников» в Улан-Удэ.

Группа «Буртэ» во главе с Дагваном Ганпуровым записала музыку к таким известным монгольским фильмам как “The Story of the Weeping Camel” («История о плачущем верблюжонке») и “The Cave of the Yellow Dog.” («Пещера желтого пса»).

Работа над «Пещерой желтой собаки» («Шар нохойн там») далась музыкантам нелегко. По словам Дагвана, в течение одного месяца они записали более 25 композиций, много музыки пришло Дагвану во сне. В октябре 2005 года в Нью-Йорке на кинофестивале Л. Хэмптона этот фильм получил гран-при «Золотая рыба» за лучшую работу художника и композитора. Группа «Буртэ» получила в подарок 12 часов записи в самой дорогой студии Нью-Йорка.

В 2006 фильм «Пещера желтой собаки» был номинирован американской киноакадемией на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм," но проиграл южноафриканскому фильму "Цоци". Справедливости ради стоит сказать, что не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что режиссер «Пещеры» Бьямбасурен Даваа уже получила "Оскар" год назад за фильм «История о плачущем верблюжонке» в номинации лучший документальный фильм, музыку к которому тоже написал Дагван Ганпурэв и группа «Буртэ».

Автор музыки фильмов, прославивших Монголию, родился в районе Восточных Гоби. Но очень много лет прожил в Германии в городе Нюрнберг. «Между тем, сколько бы я ни жил в Германии, - говорит Дагван, - от монгола рождается монгольская мелодия. Все время перед глазами картинки родных мест…» Тем не менее, Европа отложила отпечаток на музыку «Буртэ», оформив стиль группы в орнамент «этно-джаза». «В Европе нет границ для музыки, - рассказывает Ганпурэв. - Оставляя без изменений слова, форму и мелодику, мы ускоряем ритм, стремясь соответствовать темпам современной жизни. Но для меня важно не перегнуть палку. Некоторые музыканты в погоне за ритмами ломают мелодию или вовсе играют музыку спонтанно, на ходу, без какой-либо подготовки, называя это современным стилем. Такие импровизации не остаются в истории, хотя зрителям нравятся. Мы все-таки серьезнее походим к нашему творчеству».

За 10 лет существования состав группы «Буртэ» неоднократно менялся, но всегда в нем играли только профессионалы. Живя в Германии, Дагван в какой-то момент распустил группу и выступал только со своей женой Монхэрдэнэ. Они давали концерте вместе с оперной певицей Б.Эрдэнэтуяа, которая проходила стажировку в Италии, работали вместе симфоническим оркестром в Штутгарте, а также с группой «Танго 5» и музыкантами из Швейцарии. Но в итоге, прожив несколько лет в Германии, Дагван с женой приняли решение вернуться в Монголию.

Гампуров собрал новый состав группы «Буртэ» и продолжает сочинять музыку, которая очень востребована не только на родине, но и далеко за ее пределами. «Наша народная музыка в большинстве своем очень лиричная, мелодичная, из быстрых могу выделить только «Жалам хар», - говорит Дагван. - Думаю, что такие произведения как «Кони Чингисхана» и «Бортэ» у нас получились довольно ритмичные. Мы играем на таких инструментах как морин хуур, ятага, иочин, их хуур, бишгуур».

Сам Дагван играет на их-хууре, то есть большом хууре. Этот инструмент стали использовать сравнительно недавно, можно сказать, что он один из самых молодых монгольских инструментов. Как рассказал Ганпурэв, в 1954 году композитор Мурдорж решил ввести в национальный оркестр бас, взяв форму морин-хура и струны контрабаса. Однако эти струны не соответствовали тону инструмента. Когда Дагван жил в Германии, ему удалось через землячку О. Тунгалаг встретиться с владельцем известной компании, занимающейся производством музыкальных инструментов, и сделать струны, более подходящие для настройки большого хуура. Таким образом, он дал жизнь и новые краски звучания почти ушедшим в прошлое звукам. Теперь у струн большого хуура есть свой код и свои стандарты.

Кстати, в Улан-Удэ такого инструмента никто не слышал, хотя он есть в национальном оркестре театра «Байкал», но нет музыкантов, которые смогли бы играть на нем. Чтобы освоить большой хуур, необходимо пройти обучение в Монголии.

Услышать звучание их-хуура можно будет 17 августа на фестивале «Голос кочевников».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях