Корреспонденты одной из центральных российских газет выяснили, почему главы городов нанимают сити-менеджеров
5 августа в столице Бурятии Улан-Удэ прошли публичные слушания по поводу введения должности сити-менеджера. Так как территорий, где помимо градоначальников работают и наемные управленцы, в России становится все больше, мы попытались разобраться, чем вызвана эта тенденция. Ведь когда из-за пожаров в некоторых регионах объявлено чрезвычайное положение, как раз муниципалитеты должны отвечать за безопасность своих территорий.
Брать управленца на работу по контракту разрешает 131-й закон о местном самоуправлении. Сити-менеджер - он же руководитель городской администрации - "рабочая лошадка" и решает хозяйственные вопросы. Глава муниципалитета, одновременно возглавляющий местный парламент, - птица более высокого полета. Он избирается из числа депутатов и, оставаясь политической фигурой, занимается перспективным планированием, контролем расходования бюджетных средств и позиционированием своей вотчины.
На первый взгляд схема проста и понятна. Тем не менее, переход на двухуровневую систему управления во многих муниципалитетах не обходится без скандалов. Улан-Удэ - не исключение. После того как местные власти озвучили намерение внести поправки в городской устав, в республиканской столице возникло два противоборствующих лагеря.
Оппоненты даже пикеты на улицах не поленились устроить: в поддержку инициативы и против нее.
- Глава муниципалитета не должен избираться депутатами из их же числа, так как он в этом случае не будет нести никакой ответственности перед населением, - говорит исполняющий обязанности секретаря Бурятского республиканского отделения КПРФ Сергей Аюшеев. - Мы против внесения поправок в устав и сейчас собираем подписи горожан в поддержку существующей модели управления.
Председатель местного горсовета Александр Голков возникший ажиотаж называет нездоровым.
- Не эффективно, когда человек одновременно занимается политикой и хозяйственными вопросами. Лучше, если функции разделены, для этого и нужен сити-менеджер, - заявил он. - Не оправдавшего надежд наемного управленцем легко заменить - достаточно просто расторгнуть контракт. А если мэр не справляется со своими обязанностями, отстранить его от работы - целое дело. Есть и еще один плюс: тандем из двух руководителей позволяет укрепить вертикаль власти.
В столице Удмуртии Ижевске управленческий тандем действует уже 4 года. В целом власти экспериментом довольны, хотя некоторые проблемные моменты все-таки возникают.
- Президент республики, правительство и даже федеральные органы власти за все, что происходит в городе, спрашивают с главы муниципалитета, тогда как хозяйственные решения принимает непосредственно сити-менеджер, - объясняет заместитель руководителя администрации президента и правительства республики, начальник управления государственной службы и кадровой работы Александр Скобкарев. - В итоге градоначальник вынужден постоянно вмешиваться в работу управленца-контрактника.
Сложившуюся ситуацию в Ижевске объясняют тем, что оба руководителя зовутся главами: один - муниципалитета, другой - администрации. Поэтому местные чиновники сейчас всерьез обсуждают, не переименовать ли начальников.
Вдруг лучше станет?
В Ставропольском крае, в городе Пятигорске, ситуация еще сложнее.
- Люди так и не смогли понять, кто такой сити-менеджер, - констатирует управляющий делами администрации Пятигорска Владимир Веретенников. - Со всеми вопросами они по-прежнему идут к главе города, тогда как он выполняет функцию руководителя представительного органа. Официальные запросы, документы также направляются на имя градоначальника. Аппарат их рассматривает, переадресовывает в администрацию.
Время уходит, люди нервничают и удивляются, почему их обращениями занимается не глава города, а сити-менеджер, который воспринимается как обычный чиновник. Но самый большой минус в том, что глава муниципального образования, обладая полнотой ответственности, в существующих условиях не в состоянии обеспечивать оперативное руководство. Поэтому мы уже внесли изменения в городской устав, в соответствии с которыми глава города будет избираться на выборах и, как прежде, возглавлять администрацию.
По мнению директора Челябинского института Уральской академии госслужбы Сергея Зырянова, эффективность работы администрации по схеме "одна голова - хорошо, а две - лучше" фактически замыкается на взаимоотношениях первых лиц: мэра и сити-менеджера. "Если эти отношения портятся, есть риск паралича системы управления", - считает он.
- У моды на "сити-менеджерскую" модель две причины, - резюмирует политаналитик Юрий Гиренко. - Одна сугубо управленческая: распространено мнение, что управление городами через сити-менеджеров более эффективно. Так ли это в действительности - вопрос спорный. Но нынче такой взгляд популярен, как инновационный. Причина вторая - политическая. Уход от прямой выборности мэров удобен как городским элитам, так и государственным структурам. Первым - из-за отсутствия прямого воздействия как вышестоящих органов, так и горожан. Вторым - по причине дальнейшего укрепления вертикали. Ведь при переходе на такую модель главой города становится не сити-менеджер, а один из депутатов, избираемый местным представительным органом.
Таким образом, городской глава перекладывает всю ответственность на назначаемого руководителя администрации, сохраняя в своих руках контроль над ним. Удобно, ничего не скажешь. Удобно ли для горожан? Не думаю.
Ответственность, которую несет сити-менеджер, действительно велика. И очень часто не справившимся с работой управленцам приходится раньше срока расставаться с должностью. Так, в начале года у всех на слуху была отставка руководителя пермской администрации Аркадия Каца, который написал заявление после трагедии в "Хромой лошади". Чуть позже поста лишился Владислав Быков - сити-менеджер города Заречный Свердловской области, по вине которого горожане за три недели до конца отопительного сезона остались без тепла.
Сейчас российские регионы охватила новая напасть - лесные пожары. Следить за тем, чтобы городское хозяйство было готово к любым чрезвычайным ситуациям, а людям в случае чего была оказана своевременная помощь, помимо МЧС тоже обязан наемный управленец - как раз в его руках и сосредоточены административно-хозяйственные рычаги. Мэры, конечно, процесс контролируют и, если нужно, могут вмешаться. Но на то и разделение полномочий, чтобы каждый отвечал за свой фронт работ.