Тысячи жителей Улан-Удэ могут быть депортированы в сельский район
Несколько поселков в Улан-Удэ оказались отрезанными от города. Тысячи жителей не могут доказать свои права на землю, где родились и выросли. Приватизацию и прописку горожанам не позволяет сделать отсутствие нужных документов. Жителей поселков Матросова, Зеленхоз, мкр. Площадка и Полигон приравнивают к самовольщикам и планируют массово переселить в Иволгинский район.
Начало авиазавода
С микрорайона Площадка началась история авиазавода и всего поселка Восточный. Именно здесь появилось первое жилье для строителей завода в январе 1937 года. Так называемая площадка для строительства со временем превратилась в мкр. Площадка — плацдарм, с которого все начиналось.
В далеких 30-х на Площадку съехались как жители Бурятии, так и рабочие из разных городов СССР. Первые жители поселка работали круглосуточно, несмотря на нехватку средств, техники, рабочей силы и даже пищи. Результат превзошел все ожидания: за два года жители Площадки уже ввели в строй первую очередь завода, начав ремонт самолетов и авиамоторов. Поселок разрастался на глазах. Было построено все, что необходимо для жизни: роддом, больницы, ясли, детские сады.
"Мы вас выселим"
Мог ли кто-то подумать тогда, что через несколько десятилетий жителей Площадки назовут чуть ли не самовольщиками и потребуют их выдворения за черту города? В настоящее время поселок именно в таком плачевном состоянии. Жителям Площадки запрещают приватизировать свои дома и прописываться в них. Такая же проблема у жителей близлежащих поселков — Матросова, Полигон, Зеленхоз.
Для того чтобы бороться за свое место под солнцем, жители поселков объединились, создали инициативную группу, которую возглавляет житель Площадки Геннадий Торонов.
— Изначально это были заводские земли. В 90-х годах завод от этих земель отошел и передал муниципалитету. У нас, жителей Площадки, землеотводных документов на руках не было. Никто никогда не задумывался, что будут какие-то проблемы: есть же адреса, дома, старые прописки, — объясняет председатель инициативной группы п. Площадка Геннадий Торонов.
Поселки Матросова и Площадка уже несколько лет находятся в подвешенном состоянии. С 2005 года с жителей поселка перестали собирать земельные налоги. Теперь тысячи жителей не могут узаконить свои земли и дома.
— Нам говорят, мол, мы вас переселим в Иволгинский район. Как это возможно? Мы все здесь родились. Только 60 тысяч человек на кладбище нашем. Да, мы не прописаны, но живем здесь, работаем, садами, огородами занимаемся. А сегодня мы вроде бы вне закона, нас куда-то переселяют! — сетует Геннадий Торонов.
Полина Александровна Третьякова проживает на Площадке уже 20 лет. И все это время без прописки.
— Улицы есть, номера домов есть, поликлиника есть, три магазина, нашей школе вообще уже 73 года. И мы здесь не числимся! Как таковой Площадки не существует. Куда ни придем, все говорят: а мы не знаем, где документы. Никаких нет, даже в архивах?! — вопрошает Полина Александровна.
Поселков нет в природе
Непонятна пенсионерке и сама идея переезда всех жителей Площадки, ведь большинство живущих здесь — работники "Улан-Удэстальмоста" (бывший ЗММК) и авиазавода. Если жителей той же Площадки переселят в Иволгинский район, как они будут добираться до места работы?
— Вот внук со мной живет, он на авиазаводе работает. У нас половина жителей на авиазаводе работает, половина — на ЗММК. А мне чиновники отвечают, мол, это проблема разрешимая: и с переездом поможем, и автобус дадим. Я спрашиваю: "А как дети будут учиться?". Нам отвечают, мол, будете возить в Иволгу. Это издевательство над нами! — говорит Полина Третьякова.
Теперь жители регулярно собираются на сходах. Отправлены письма и запросы в самые разные инстанции, начиная от авиазавода, заканчивая президентом страны. Но ответы чиновников никакой ясности не внесли.
В Управлении Роснедвижимости по Бурятии сообщили, что "в Едином государственном реестре земель отсутствуют сведения о постановке на государственный кадастровый учет данных земельных участков и сведения о материалах инвентаризации, из-за чего осуществить государственную регистрацию прав на объекты недвижимости невозможно".
Ответ из правительства Бурятии тоже не обрадовал конкретикой: "Полагаем, что земли указанных поселков находятся в муниципальной собственности города Улан-Удэ. Жители данных поселков могут обратиться за разъяснением в администрацию города Улан-Удэ".
В свою очередь в КУИ жителям посоветовали обращаться с требованиями узаконения в суд. "В настоящее время органы местного самоуправления не наделены самостоятельными полномочиями по решению вопросов узаконения таких построек", — написано в ответе Комитета по управлению имуществом. Вот такой замкнутый круг.
— Никто ничего не знает и помочь никак не может. По какой причине людей держат в неведении? Почему нашим вопросом упорно никто не хочет заняться? — недоумевают жители "отвергнутых" поселков. — Почему мы должны идти в суд и отстаивать то, что и так по праву принадлежит нам?!
Инициативная группа в надежде найти хоть какие-то документы на свою землю отправилась в Национальный архив Бурятии. Но и там ничего не обнаружили. Как будто поселков Площадка, Матросова не существует вовсе.
— Нам везде говорят, мол, ничего сделать нельзя, так как указанные земли не вошли в План инвентаризации земель, вследствие чего не были поставлены на кадастровый учет. Я во всех органах власти задаю вопрос: "Почему не провели инвентаризацию? Кто должен был ее проводить? Чья это халатность? Кто за это отвечает?" Но до сих пор ответа так и не получил, — сетует Геннадий Торонов.
Будущая "Рублевка"?
Более того, указанные поселки не включены в уже утвержденный Генплан города Улан-Удэ. Причина — нарушение санитарных норм при предоставлении жилья. Но и здесь не все так очевидно.
— Нам говорят, что мы находимся в зонах ограничения. Якобы мы находимся в приаэродромной шумовой зоне. На самом деле, когда завод выпускал "Су-25", "МиГ" - тогда, действительно, все дребезжало и гремело. Но сейчас-то тишь да благодать! Вы послушайте, как шумно где-нибудь на Элеваторе или в центре города, а у нас тишина! — возмущаются жители. — Но почему-то расчеты по шумовому воздействию в связи с прекращением производства самолетов "Су-25" так и не производились, — говорят жители.
Удивительно, несмотря на то, что жители указанных поселков регулярно привлекают внимание к своим проблемам, власти города их по-прежнему как будто игнорируют. Тут поневоле задумаешься над мнением многих жителей Площадки, которые считают, что их земля просто понадобилась кому-то. Живописное место возле речки, удобное расположение близ города может вполне стать местом строительства будущей "улан-удэнской Рублевки".
— Ну а как еще объяснить бездействие городских властей и пропажу всех документов на нашу землю? Происходит какая-то подчистка, подтасовка. Как это возможно: поселок есть, авиазавод есть, а документов никаких на наше землю нет! — возмущаются жители Площадки.
Кстати, прецеденты, когда дома все-таки удалось оформить в собственность, на Площадке были. Но какой ценой это далось!
— Люди обращались в прокуратуру, в суд, привлекали телевидение, обращались к президенту. После чего узаконивали свои дома. Вы понимаете, пока такой "нарыв" не возникнет, ничего не происходит! — замечает Геннадий Торонов. — Но неужели всем жителям, которых насчитывается более тысячи человек, придется идти в суд?!
Жители п. Матросова, Зеленхоз, мкр. Площадка и Полигон устали бороться "с ветряными мельницами". Последняя надежда быть услышанными — прямое обращение к президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну.