Почему чиновники Бурятии собираются приобрести за счет бюджета автомобили немецкой модели, экзотичные для нашего региона и дорогие в обслуживании? Как сообщает республиканское агентство по госзакупкам, 24 августа состоится тендер на поставку на нужды администрации президента Бурятии восьми автомобилей “Opel Astra” стоимостью 4 млн. 800 тысяч рублей.
Тендер весьма дорогостоящий — по замыслу заказчика торгов, каждая машина обойдется бюджету как минимум в 600 тысяч рублей.
В спецификации на покупку “опелей” за подписью начальника отдела транспортного обеспечения хозяйственно-транспортного комплекса администрации (ГБУ “ХТК АПП РБ”) Олега Ефимова указывается, что машины должны быть поставлены с мощностью двигателя 1,6 л, электрообогревом сидений, иммобилайзером, ABS, с требованием поставить “3-спицевое рулевое колесо” (а если будет 4-спицевое?), кондиционером, аудиосистемой с 6 динамиками, литыми дисками. В общем, весьма прилично “нафаршированные” для комфортной езды чиновников авто.
Причем удивляет в этом конкурсе многое.
Например, сроки поставки партии. Если конкурс пройдет в конце августа, то машины почему-то ждут до 15 декабря включительно. Иначе говоря, бюджетные деньги поступают на счет поставщика летом, а автомобили — лишь зимой! Хотя сегодня поставка машин с запада до нас занимает в среднем 30-40 дней и принцип “утром деньги — вечером стулья” должен соблюдаться четко, особенно когда речь идет о бюджетных закупках. Ведь нельзя так долго “крутить” бюджетные деньги.
Причем исходя из информации, выставленной на сайте, неясно, какие “опели” собирается покупать ГБУ “ХТК АПП РБ”? Импортной сборки или отечественной? Которые, судя по сообщениям в СМИ, недавно вроде начали собирать в России в режиме тестовой сборки? Ведь если это импортная модель, то на сей счет есть любопытный приказ №427 минэкономразвития России. В нем, в частности, говорится, что “...контракт с победителем аукциона о поставке товара иностранных государств заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от заявленной цены”.
Выражаясь простым языком, от цены контракта поставщик иномарок должен заплатить 15% в бюджет — в качестве “бонуса”. Ведь на государственном уровне заявлено — чиновники за счет бюджета должны поддерживать отечественного производителя. Либо получать от сделки с иномарками приличный процент в бюджет. Но в аукционной документации об этом ни слова и если поставщик “опелей” иностранной сборки поставит товар в Бурятию, то будет ли он оплачивать эти 15%? Сомнительно.
Если же в Бурятию поставят партию “Opel Astra” отечественной сборки, то почему именно немецкого бренда? Ведь они недешевы для своего класса.
Например, тот же “Ford Focus” можно приобрести в пределах 400-500 тысяч рублей, отечественный “Renault Logan” стоимостью — около 300 тысяч рублей.
Есть еще выпускаемая в Таганроге “Hyundai Sonata” (около 520 тыс. рублей), либо классика жанра — “Toyota Corolla” стоимостью от 605 тысяч рублей.
И, наконец, главное — подойдите к любому улан-удэнскому автомобилисту и задайте вопрос: что лучше, насколько более приспособлены к сибирским условиям японские, корейские автомобили или малоизвестные у нас европейские модели? Ведь помимо японского качества запчасти на “Тойоты” (кстати, тоже собираемые в России) значительно дешевле, чем комплектующие, выпущенные в Европе.
Да и в целом для других народных автомобилей — российских, японских, корейских, тех же “фордов” — практически не существует проблем с автозапчастями. Учитывая весьма насыщенный и конкурентный рынок автокомплектующих, отлаженную логистику, обслуживание “японцев” или “корейцев” обходится дешевле, чем “европейцев” и странно, что данный факт абсолютно не учитывается инициаторами проведения госзакупок.
Кроме того, непонятно для чего увеличивать разнородность автопарка администрации президента, который при таком подходе будет автомобильным “винегретом”, не вызывающим ничего, кроме головной боли для механиков.
Им придется приноравливаться к обслуживанию экзотических для нас автомобилей и, как следствие, неизбежны дополнительные издержки.
В России сегодня собирается огромное количество недорогих иномарок, которые являются уже отечественными автомобилями. И во время кризиса и дефицита бюджета чиновники просто обязаны более тщательно подходить к вопросу госзакупок и руководствоваться, прежде всего, государственными интересами. Да и в целом какая необходимость тратить столько бюджетных средств на чиновничьи авто именно сейчас, когда кризис еще не закончился?
По нашим сведениям, партию этих машин собираются брать для чиновников второго эшелона, но и у них зарплата позволяет ездить на собственных машинах. Если не нравится — пусть пользуются общественным транспортом. По крайней мере, прочувствуют, как он работает.