Сейчас в местности Оргойтон Джидинского района археологические исследования проводит совместная экспедиция Эрмитажа и Российской академии наук. Приблизят ли эти раскопки к разгадке одного из самых загадочных племён древности?
Они первые в Забайкалье стали использовать железо. Жители Поднебесной от их нападок воздвигли Великую Китайскую стену. Влияние этих кочевников в 3-1 веках до н.э. распространялось от Хуанхэ до Байкала и от Маньчжурии до Енисея. Их боялись древние жители даже в Западной Европе. Сейчас Гуннскую культуру и быт изучают археологи всего мира.
Николай Николаев, руководитель археологической экспедиции (г. Санкт-Петербург): Гунны во многом предопределили тенденцию этногенеза обширного региона, который включает Забайкалье, включает территорию южной Сибири, Тувы, Алтая, северной Монголии. Игнорировать это обстоятельство никоим образом нельзя.
Ильмовая Падь, Дырестуй, Царам. Скоро в список самых крупных захоронений гуннской эпохи может добавиться ещё одно. В местечке Оргойтон в прошлом году археологи обнаружили несколько курганов.
Сергей Миняев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (г. Санкт-Петербург): На поверхности до раскопок курган выглядит так, как вы его сейчас видите. То есть небольшие камни выходят на поверхность среди травы, среди небольших сосен, деревьев, кустарников. Уже раскопав несколько таких курганов, мы знаем, что это прямоугольная квадратная каменная кладка, с южной стороны примыкающие плиты – это вход в курган.
Вход в курган, археологи называют его «дромос». Именно по нему на глубину 11 метров гунны шли хоронить своего князя. Сейчас здесь расчищен верхний слой и первая каменная кладка готова к чертежу. После того как каждый камень зафиксируют на бумаге и сфотографируют, начнутся раскопки следующего слоя. И так раз за разом. Пока не дойдут до нужной глубины и не обнаружат само погребение. При этом величина кургана сама по себе говорит о знатном происхождении кочевника
.
Николай Николаев, руководитель археологической экспедиции (г. Санкт-Петербург): К сожалению, на настоящий момент могильник сохранился далеко не полностью. Но то, что сохранилось, позволяет провести полномасштабные, подчеркиваю – полномасштабные, исследования всего памятника археологического. И получить достаточно полную и интересную информацию, которая, безусловно, может оказать влияние на интерпретацию определённых моментов в древней истории Забайкалья.
Наряду с профессиональными археологами глубину древних веков познают и студенты. Ребята приехали на практику из Екатеринбурга. Регион с богатой историей вызвал неподдельный интерес.
- Евгений Робинович, руководитель практики (г. Екатеринбург): В Бурятских дацанах они могут ознакомиться с индийским буддизмом, в архитектуре бурятских дацанов можно изучить китайские влияния. Копая здесь, мы копаем те же курганы, которые находятся в Монголии. Фактически, наверное, для России Бурятия - это такой наш Ближний Восток, где весь восток представлен в миниатюре.
И пока юные археологи только начинают постигать все тонкости работы, люди опытные и знающие своё дело ставят перед собой новые задачи.
Сергей Миняев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (г. Санкт-Петербург): Мы хотим понять в сравнении, чем курганы отличаются по своей конструкции на правом берегу, на левом берегу. Сравнить с тем, что было получено в Монголии. И таким образом восстановить и социальную структуру гуннов.
Восстановить более точную хронологию событий, по именам обнаружить захоронения всех вождей поможет только детальный анализ. На то, чтобы раскопать один такой курган, археологи планируют потратить от трёх лет. Может быть, через некоторое время тайна непобедимых гуннских племён откроется до конца. И в происхождении современных народов Забайкалья тоже появится новая более точная интерпретация.