16 августа в Улан-Удэ стартовал II Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников – Voice of Nomads. Байкал. Бурятия». В первый день фестиваля на сцене Русского драматического театра выступали группы «Аджагас» из Норвегии и Nomadic из Внутренней Монголии, Джулиан Китасти из Нью-Йорка, а также наши певец Алдар Дашиев, группы «Урагша» и «Хама угэ»
Вели программу российско-французская певица Даша Баскакова и бурятский певец Виктор Жалсанов, ныне живущий в Москве.
Несмотря на усталость от дальней дороги, музыканты показали все, на что они способны. Шестеро парней из Nomadic взорвали зал дикой энергетикой воинственных кочевников. Они играли мощный хард-рок – синтез электроинструментов с национальными морин-хурами, духовым инструментом из бычьего рога, погремушками из костей животных, а самое главное, горловым пением солиста лидера группы Хух Манда.
Здесь форма и содержание вполне соответствовали друг другу. Назвав группу Nomadic, что в переводе с английского означает «кочующий», музыканты хотели привлечь внимание к проблеме исчезновения кочевой культуры. Так громко и с такой экспрессией вряд ли кто другой мог сказать о своих корнях и предках.
С другой стороны, Nomadic показала, насколько традиционная музыка монгольских народов может гармонично слиться с современной рок-культурой, взаимно обогащая друг друга. Представляла Nomadic Нараю Нараанбатор, хорошо известная в Улан-Удэ композитор, аранжировщик и певица. Она сотрудничает с группой и специально для фестиваля «Голос кочевников» готовила с ними новую программу.
Например, такие произведения, как Uvur mongol, Cagaan sulde, Yu ch ugui и другие.
– Наша мечта – внести свою лепту в музыкальную культуру Внутренней Монголии, – говорит руководитель группы Хух Манд. – А так как мы новаторы в стиле, в котором мы играем, то в будущем мы хотим быть примером для подражания молодому поколению. Мечтаем, чтобы нашу музыку слушали в разных точках мира.
Музыканты же «Аджагаса» (солисты: парень по имени Лора Сомби и девушка Сара Мариэль), наоборот, показали достаточно спокойные, но по-своему заводные саамские ейки – национальные песнопения в жанре «что вижу, о том пою» и даже вовсе без слов. Но кочевая тематика была ими выдержана безукоризненно, пели о тундре, оленях и саамской любви, почти как у Кола Бельды «Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам...».
Их музыка основана на концепции йойка (yoik), традиционной музыкальной формы, выражающейся посредством звуков, а не слов. Эту музыку можно начать слушать с любого места. Йойк – это музыка, которую нельзя сочинить, она приходит сама. Впрочем, в Бурятии такого рода музыка хорошо известна. Как сказал ведущий фестиваля Виктор Жалсанов, такие песнопения есть у кударинских бурят, живущих в Кабанском районе. Сидят мужчины и просто без слов поют о чем-то. Это и есть вариант норвежско-саамских йоек в нашем исполнении. Так саамец и саамка вышли за рамки всяких культурных границ и оказались у нас в Бурятии.
Нью-йоркский хохол Джулиан Китасти также попал в формат фестиваля с песней об одинокой смерти казака в ковыльной причерноморской степи. Его бандура поразила глубоким звучанием, созвучной с мелодиями нашего человека-оркестра Баттувшина, сыгравшего в тандеме с Китасти.
А 17 августа фестиваль «Голос кочевников» представляют: этно-хаос бэнд-группа «ДахаБраха», совершившая реальный прорыв Украины на мировой этно-сцене, группа Boerte («Буртэ») из Монголии – очаровательная экспериментальная смесь горлового пения монгольских пастухов и джазовой традиции запада, группа Brazzaville из США.
– Со времен Морриссона и Doors не было в Америке группы более романтичной, чем Brazzaville Дэвида Брауна, – сказал об этой команде музыкальный критик А.К. Троицкий.
Такого количества первых звезд мировой этно-музыки Улан-Удэ еще не видел и, по крайней мере, еще год не увидит. Сегодня есть великий шанс – не упустите!
Фото: А. Огородник.