На заседании правительства Бурятии 24 августа учителя объяснили президенту и членам правительства свои финансовые проблемы
Бурятия в числе 31 субъекта России участвует в эксперименте по переходу на подушевое финансирование сферы образования. Везде свои проблемы и нюансы, в том числе и в республике: у кого-то финансирование идет с перебором, у кого-то не хватает на текущие расходы.
В итоге решено восстановить социальную справедливость и убрать такое понятие, как сельская или городская школа, а подушевой норматив привязать к численности населения. Таким образом, если в населенном пункте живет свыше 10 тысяч человек, то в среднем класс-комплект должен состоять из 25 учащихся. Менее 2 тысяч – 14 человек, малокомплектная школа – 10 человек и т.д.
Однако уже сегодня появились новые нюансы. При таком нормативе фонд оплаты труда резко снизится сразу в нескольких районах республики. Но наиболее существенно в Хоринске и Иволгинске.
К примеру, в Хоринске придется сократить 83 человека, хотя реально можно обойтись всего без 16 человек. В Иволгинске под сокращение могут попасть 30 человек, из них 22 педагога. Или как вариант, считает Ольга Иванова, начальник управления образования Иволгинского района, можно отказаться от стимулирующей части оплаты труда.
Проблема здесь в том, что при высокой общей численности жителей Иволгинска и Хоринска школы не добирают детей в классы согласно вновь установленным нормативам.
Вячеслав Наговицын уверен, что здесь не учтен тот факт, что многих детей возят на учебу из соседних сел, где норматив другой и ребенок «стоит дороже». И одновременно предложил переходный период в особенно проблемных районах продлить, к примеру, до 6 лет. Хотя в целом по республике он составит 3 года и потребует дополнительно из бюджетных средств в 2010 году 3,4 млн. рублей, в 2011 –18, 4 млн. рублей