25 августа Конституционный суд Бурятии вынес решение по жалобе семейной четы инвалидов Батуевых. Суд встал на их сторону и пришел к выводу, что республиканский закон об обеспечении жильем инвалидов и ветеранов не отвечает конституции Бурятии
Супруги Батуевы проживают в неблагоустроенном доме площадью в 23,4 квадратных метра. В 1987 году глава семьи Владимир Батуев оформил инвалидность, а в 1988 году, вместе с супругой и двумя детьми, встал на учет как гражданин, имеющий первоочередное право на улучшение жилищных условий. В 1997 году инвалидность была установлена и для его жены Евдокии Батуевой.
По закону, инвалиды, вставшие на учет до первого января 2005 года, обеспечиваются жильем с помощью федерального бюджета. В 2010 году Владимир Батуев получил жилищную субсидию на приобретение или строительство жилья в размере 600 тысяч рублей, из них 423 тысячи – федеральные средства, а 211,5 тысяч – республиканские. Стоит отметить, что средства перечисляются через безналичный расчет на счет продавца или застройщика жилья.
Поскольку этой суммы для приобретения благоустроенного жилья в Улан-Удэ недостаточно, Владимир Батуев попросил минсозащиту республики выдать субсидию и жене.
Тут выяснилась интересная подробность, которая позже и стала предметом разбирательства в Конституционном суде. По порядку, утвержденному правительством республики, датой, определяющей очередность получения жилищных субсидий, считается дата установления инвалидности, но при этом не ранее постановки на учет на улучшение жилищных условий. В случае с семей Батуевых это разные числа – у Владимира 1987 год, а у Елены – 1997 год. Поэтому минсоцзащиты выдать одновременно вторую субсидию отказалось, перенеся ее на более поздний срок.
Владимир Батуев обратился в суд. Порядок получения субсидий инвалидами и семьями, имеющих детей-инвалидов, определяется законом Бурятии №1639-III от четвертого мая 2006 года, а также порядком предоставления единовременных денежных выплат на приобретение и строительством жилья, утвержденным правительством Бурятии 22 мая 2006 года.
Выяснилось, что закон, с одной стороны, передает полномочия правительству по установлению порядка выдачи жилищных субсидий. И как показала практика, минсоцзащиты предпочитает исходить из даты первичного установления инвалидности. Но с другой стороны – закон одновременно сам содержит порядок. При этом допускается двоякое толкование: субсидии могут выплачиваться либо исходя из даты принятия на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий, либо по дате, когда была установлена инвалидность.
Эта двоякость возникла из-за того, что из первоначальной редакции закона исчезло несколько слов. В предложении: «Предоставление единовременных денежных выплат или субсидий гражданам производится в порядке очередности, исходя из времени принятия на их учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и включения в списки на предоставление единовременных денежных выплат или субсидий» исчезло уточнение «до 1 января 2005 года». Поэтому буквальный смысл условия изменился.
Таким образом, в случае с Евдокией Батуевой, ей равным образом могли предоставить субсидию из принципа очередности, как исходя из 1988 года, так и из 1997 года.
Конституционный суд пришел к выводу, что в конечном итоге принцип определения очередности остается неопределенным и неясным. Благодаря этому органы власти могу принимать решения по своему усмотрению.
Своим постановлением суд признал часть три статьи четыре этого закона Бурятии и подпункт 2.1. пункта 2 порядка неконституционными.
Теперь Народный Хурал и правительство Бурятии должны эти противоречия устранить. От того, как именно будет они устранены, какой именно порядок будет выбран, и зависит то, получит ли семья Батуевых вторую субсидию или нет. Хотя в постановлении Конституционного суда содержится намек на положительное решение этого вопроса, так как установленный правительством порядок не соответствует конституционным гарантиям защиты семьи, – это всего лишь рекомендация.
Между тем, в ряде регионов России предусмотрено в аналогичных случаях одновременное получение жилищных субсидий членами одной семьи.