Общество
1602

Большинство абитуриентов Бурятии в будущем хотят стать чиновниками

Пока большинство абитуриентов мечтают стать в будущем чиновниками, об инновациях Бурятии придется забыть



Президент Бурятии Вячеслав Наговицын прокомментировал кардинальный разворот в настроениях абитуриентов, произошедший нынешним летом, когда в вузах на специальности, связанные с госуправлением, конкурс составил 100 человек на место.

Глава региона отметил, что “неправильно”, когда вместо того, чтобы идти на инженерные специальности, генерировать идеи, инновации, поднимать экономику, молодые люди выбирают бюрократические дорожки. Но довольно удручающие изменения в коллективном сознании местной молодежи — полбеды. Нынешние дисбалансы в высшем образовании региона и стойкое нежелание ректоров республиканских вузов к объединению не позволяют провести реформу, которая бы дала возможность войти в число федеральных национальных университетов, что означает неизбежную деградацию существующих вузов и скатывание части из них до уровня колледжей.

Не приходится удивляться тому, что абитуриенты выбрали бюрократию — рост числа чиновников и поражающее воображение молодежи резкое увеличение их жизненного уровня, вызванного ростом как официальных, так и неофициальных доходов, пенсий и привилегий, не могли не сказаться на выборе абитуриентов. Другое дело, что он не имеет перспективы.

— То, что студенты поступают именно на эти специальности, говорит о том, что госуправление сейчас самая надежная, стабильная сфера, где имеется солидный соцпакет и вообще оно становится престижным, — считает Вячеслав Наговицын.

Однако при этом он отметил, что “всех трудоустроить мы в госуправление не сможем”, поэтому выпускников ждет большое разочарование, когда многие из них после окончания вузов пополнят ряды безработных.

Собственно говоря, президент знает, о чем говорит — он сам вышел из реального производства, пройдя путь от простого инженера-механика до гендиректора Томского завода измерительной аппаратуры, и только после этого началась его карьера в исполнительной власти Томской области и Бурятии. Во власти всегда ценились люди именно с инженерным образованием.

Поскольку гуманитарный перекос в образовании в Бурятии наблюдается уже не один год и приводит он лишь к пополнению армии безработной молодежи, жизненно необходимо переориентироваться на подготовку инженерных специальностей. По словам главы региона, правительство провело ряд переговоров с вузами для воссоздания системы полноценного государственного заказа, который работает уже в системе профтехучилищ и техникумов. Недавно Вячеслав Наговицын встречался с ректором БГУ Степаном Калмыковым, который заверил главу региона, что его вуз подготовит столько профессионалов, сколько будет необходимо для экономики. Для чего он активно расширяет линейку новых профессий.

Однако на этом пути возникает серьезнейшая проблема. Во-первых, вузы Бурятии, в “нулевые годы” столкнувшись с ростом числа абитуриентов (рожденных во времена демографического подъема, связанного с введением в СССР “сухого закона” в 1986-1990 гг.), пошли по легкому пути наращивания числа кафедр и увеличения выпуска юристов, бухгалтеров, экономистов и др. Лидерами здесь стали БГУ и сельхозакадемия. Но и ВСГТУ, который традиционно готовил инженеров, колоссальные федеральные вливания и средства от коммерческого приема израсходовал на строительство новых корпусов с лекционными залами — для роста числа студентов, а не на создание современных лабораторий, оснащенных по последнему слову техники. Ведь только благодаря им и можно подготовить востребованного в стране инженера.

По мнению эксперта “МК” Юрия Кравцова, “во времена СССР вузы, делая ставку на подготовку специалистов инженерных специальностей, прежде всего учили людей самостоятельно думать, уметь работать с информацией и главное — уметь принимать управленческие решения. Однако в Бурятии деградация высшего образования привела к тому, что существующие со времен СССР лаборатории (база для подготовки инженеров) были разрушены, либо не обновлялись, а преподавательские кадры потеряли в значительной мере свой потенциал”.

На ситуацию накладывается и демография. В 2011-2012 гг. ожидается просто обвальное падение численности старшеклассников, когда число мест в вузах будет больше, чем абитуриентов, а Москва резко снизит финансирование вузов, что, впрочем, наблюдается уже сегодня. Так, количество бюджетных мест в вузах республики сократилось с 2520 человек в 2009 году до 2472 человек в этом. Под сокращения попадут прежде всего гуманитарные профессии, от подготовки которых придется отказываться в массовом порядке.

— Сегодня если мы видим стремящегося к знаниям студента на инженерных специальностях, который проходит на наших предприятиях практику, то почти со 100%-ной уверенностью можно сказать, что он без работы не останется — крупные предприятия, например, авиазавод, готовы брать все больше выпускников вузов, — убежден Сергей Савватеев, исполнительный директор союза промышленников и предпринимателей Бурятии. — Чего нельзя сказать про гуманитариев, которые не востребованы.

Что касается соседей, то уже три года, как в Приангарье формируется новый источник роста на базе Иркутского политехнического вуза, который отказался от подготовки выпускников гуманитарных профессий, в частности, юристов, и сосредоточился на оснащении своих лабораторий, выделив два мощных исследовательских центра в области нефтехимии и металлургии. При таком рывке будет неудивительно, если иркутский вуз получит серьезные ассигнования на федеральном уровне и будет готовить специалистов для всей Сибири. А мы будем плестись в хвосте.

— Пока мы гадаем, ориентироваться нам на БГУ с ее гуманитарным профилем или на ВСГТУ с инженерным и тянем время, нас уверенно обходят иркутяне, — продолжает Юрий Кравцов. — Убежден, что создавать новый крупный вуз необходимо на базе ВСГТУ, где можно было сосредоточиться на подготовке инженеров легкой и пищевой промышленности, и сделать это направление прорывным.

По мнению эксперта, именно эти направления в ВСГТУ “еще сохранили свои позиции в Сибири”.

Пока именно этот вуз имеет наиболее серьезные предпосылки для того, чтобы стать первым, о чем говорят хорошо информированные источники. Косвенным признаком отставания БГУ в гонке на право стать супервузом может являться то, что проект Степана Калмыкова по расширению за счет новых инженерных специальностей получил отрицательное заключение в СПП РБ.

Таким образом, считает Юрий Кравцов, в конечном итоге в Бурятии останутся два основных вуза, получающие серьезные финансовые вливания из федерального центра, — это ВСГАКИ, учитывая хорошо освоенную нишу для подготовки специалистов в области национальной культуры и искусств для народов Сибири, а также ВСГТУ (либо БГУ). Для Бурятской сельхозакадемии в этой битве двух основных вузов нет никаких перспектив.

Либо она вольется в новый супервуз, либо ее ждет ускоренная деградация с превращением в течение нескольких лет в ряд колледжей. В ближайшие годы федеральный центр будет снижать ассигнования на вузы, стимулируя их к объединению в многопрофильные университеты с мощными, современными исследовательскими центрами. А без федеральной поддержки вузы не проживут и года.

Необходимо уже сегодня ускорить процесс объединения, иначе через несколько лет мы столкнемся с необходимостью массовой ликвидации бесперспективных вузов и очень болезненными последствиями в виде безработицы среди преподавателей.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях